Крым || Демерджи – ур.Хапхал || крепость Чобан-Куле || отчет о походе

2010_03220168

~ 22 марта 2010 года~

В Восточном Крым прямо на берегу моря стоит одинокая башня – Чобан-Куле, или Пастушья Башня. В Средние века здесь располагалась резиденция генуэзсцев-разбойников – братьев по фамилии Гуаско. Мы побывали в ее развалинах ранней весной пять лет назад, предварительно пройдя из села Лучистого через Демерджи и урочище Хапхал в село Малореченское.

В поход с ночевкой, как обычно, никто не захотел идти. Одни уехали на восхождение, вторые работали, а Антон был в раздумьях. Он собирался уговорить брата и поехать в Восточный Крым исследовать таинственный берег братьев Гуаско. Это определило маршрут нашего походика: из Лучистого, через Демерджи в Генеральское. Ночевать у Маши в Малоречке, сходить в храм-маяк, и присоединиться к Попову и Гуаско. Но в пятницу вечером случайно выяснилось, что Ленку нагрузили на работе и она не пойдет. У меня было опустились руки, но Маша была полна решимости и мы пошли вдвоем. Это добавило авантюризма этому банальному маршруту.

День первый.

Первая электричка
Вспомнили старое доброе студенчество и выбрали малобюджетный вариант путешествия: электричка+троллейбус.
Первая электричка это песня души. Будильник на 3.45 утра. Звонит, продираешь глаза: что за шум, зачем посреди ночи так орать. А, это будильник. А зачем? он что сломался, что звонит в такую рань? пару секунд сквозь сон размышляешь. Потом вспоминаешь: ааа, поход, ааа первая электричка.
Собираешь последние вещи, глотаешь горячий чай и выходишь на улицу, как в открытый космос. Темнота, ни души. Только ты и таксисты. Много таксистов. На вокзале видишь людей. Песня заканчивается.
В электричке тепло и хорошо. Я крепко засыпаю до Сирени. Маша вышивает крестиком розы.
2010_03220004

Дед до Фуны доведет
Около 9 утра мы на повороте на Лучистое. Маршрут намечен стандартный. До Фуны, потом до грецкого ореха. Оттуда через долину Привидений к голове Екатерины.
По дороге на Лаванду нас обогнал дед и предложил показать дорогу до Фуны. Мы сначала отморозились, а потом никак не могли догнать старичка. Наконец, он перепрыгнул канаву и углубился в кусты. Тут-то мы его и нагнали с криком “вы на Фуну идете?” – “Не, я на огород иду”.
А до крепости просто дойти. Налево не сворачивать, за мостом увидите большой камень, его обойдете и по тропинке вверх-вниз выйдете к развалинам. Там еще сани на пути увидите.
Что за сани, мы не поняли. Наверно, не так расслышали.

2010_03220008
Сани оказались всамделишные, чуть ли не из-под тройки с бубенцами. Гони, ямщик!
Радостно пофоткались. Поснимали крокусы в траве и слегка заблудились. Там множество тропинок, временами снег. Мы слегка увлеклись обхождением снежников и зарослей колючек, что потеряли тропу. В итоге через снег и кусты выбрались на пригорок и счастливо добрались до Фуны.

2010_03220013
Прям к нашим ногам спускается древний каменный хаос. Солнце светит. Птицы, скорее всего, тоже поют. Запели и мы. Маша вспомнила дурацкое ютубовское вирусное видео про Эдуарда Хиля (Mr.Trololo). Его раскаты “аааа” стали лейтмотивом всего похода. Выбираясь на очередной пригорок, мы каждый раз оглашали окрестности своей распевкой.
На Фуну вход оказался платный – 7 грн. Мы немного ступили, признались, что мы с Севастополя, а не из Алушты. Но,я думаю, нас все равно нахаляву бы не пропустили. Мы упрашивали, а охранник сказал, что буквально с минуты на минуты должно приехать начальство. И проверить билеты у всех присутствующих? 🙂 Короче, мы плюнули ему в лицо и ушли дальше.
У ореха поели суши с кальмарами, да, мы обычно только этим и питаемся в походах 🙂 На камне из кинофильма станцевали и пошли по тропе в Долину Привидений.
2010_03220046
От ореха по снегу по тропе шли хорошие мужские следы. Немного подмороженные – значит, человек шел не сегодня. Пошли по ним. В глубине Долины следы пропали, и мы тот час потеряли тропу. Лес, склон, снег – куда идти не понятно. Помыкались немного, приметили полочку – наверно, сюда. Угадали верно. Но потом все равно полезли вверх, хотя тропа явно еще траверсировала. Так мы потеряли около получала, продираясь сквозь ветки и сугробы. Зато налюбовались на каменные сталагмиты.
2010_03220048

2010_03220050

2010_03220055
ай, нравяцца, тени на скале и две скрещенные елочки))

2010_03220056
Ползти вверх и петь Хиля было не очень удобно, но мы не сдавались!

2010_03220057

2010_03220065

2010_03220068
эх, поночевать бы на той срезанной макушке!! мммм…

Счастливо вылезли на полянку, на которой всегда перекусываем, когда спускаемся через Долину. Магическое место. Здесь всегда зеленая трава. Впервые обратила внимание на странную форму камня, под которым обычно сидим: как спина левиафана.
2010_03220085

Со стороны Алушты начали наползать облака. Но они, к счастью, нас пока минуют. Чатырдаг давно в тумане. В разрывах иногда виден Бабуган.
2010_03220083

Мы пока траверсируем склон. Обходим голову Екатерины.
2010_03220089

Облака-заразы все-таки нас настигают. Далеко-далеко видна церковь-маяк в Малоречке. Сегодня нам надо туда попасть!
2010_03220101

Поднялись на Южное Демерджи.
2010_03220115

2010_03220117

Посидели чуток на скалах. Передохнули. Собрали в чашку капли от таявшего со скалы снега – типа попили. Нам надо решать, как идти дальше. Через все плато Демерджи к Хапхалу, там спуститься в Генеральское. Или через Джурлу спуститься в каньон Сатеры, полюбоваться каменными грибами и водопадами. Непонятно, сколько снега на яйле. Здесь пока проходимо. Можно обойти по кочкам. Какой вариант оптимальнее, неясно. Решили идти до Юркиных скал, до развилки, и там определиться.

Юркины скалы
Осколки зимы
2010_03220129

2010_03220131

В балках в районе Юркиных скал снега оказалось очень много. Просто по самые помидоры. Дороги только угадываются, настолько занесены сугробами. Стараемся идти по “бордюру”. Ориентируемся на следы животных – есть надежда, что они не глупые, чуют уровень снега.
2010_03220142
Это нормальная грунтовка.

Все вспоминала, как мы тут возвращались в октябре с Курульбаша. Лес был золотой. Иногда наползал легкий туман, добавляя эффекта загадочности. А сейчас….
Пить и есть очень хочется. Но Маша боится, что мы засветло никуда не дойдем. Поэтому решили перекусить, когда обстановка будет более менее понятной. По балкам идти трудно. Снег глубокий. Тропим попеременно. Не хватает Ленки. И главное – нет уверенности, что идем правильным путем. На одном таком минутном передыхе от безысходности съели блинчики с сыром. Завернули за угол и сразу увидели дорогу. Аж спели по разу Хилевский вокализ. Термос уже не стали доставать. Попили из осадкосборника.
2010_03220143

Когда поднялись на уровень яйлы, на горизонте стали различимы огромные снежные карнизы. Лавиноопасные, между прочим. Ларисе бы понравилось :))
2010_03220145

2010_03220148

Яйла
Выбрались на плато и решили все-таки идти к Хапхалу. На яйле хоть можно обойти глубокие снежники, а в балках Джурлы опять застрянем до темноты. Дорогу мы потеряли. Но прикинули, где ее можно найти и пошли в ту сторону.
2010_03220157

Хиль не шел. Для усиления эффекта наполз туман, ориентироваться стало возможным только по ближайшим вершинам. Ну да ладно. Вообщем-то нам дорога не нужна. Все равно она завалена сугробами. Лучше взять азимут и идти по прогалинам.
Кстати, 500-метровая карта этого района, что у нас была, очень точная. Все воронки и скальные гряды показаны очень точно. Маша – прекрасный ориентировщик!!!!!! (здесь следует распевка Хиля). Дорогу обнаружили очень быстро. В награду за труды облака улетели, вышло солнце. И мы сгорели. Про крем от загара я даже не подумала, когда собиралась.

Пейзаж стал космический.
2010_03220171

2010_03220178

Вокруг было такое огромное пространство. Такое высокое небо, такие далекие горы. Такая свобода и пустота. А мы настолько маленькие, одинокие. Что хотелось раскинуть руки и упасть на это пространство и поплыть. Очень хорошо было.

2010_03220179
Ушки

2010_03220180
На эти древесные скелеты мы ориентировались как “лесопосадки”. Сработало 🙂

2010_03220184
далекий Бабуган.

2010_03220186

2010_03220188

Миновали последний лесок. Вышли в видимость верховий Хапхала. И вдруг заметили следы в нужную сторону. Ое!!! Двое мужчин. Наконец-то не надо тропить самим. Радостно пошли по ним.
2010_03220189

Высота 1244. Караби по уши в облаках.
2010_03220199

Следы немного недошли до начала тропы. Ну и ладно, упадем на нее дальше по ходу.
Потом нам что-то в них не понравилось. Уж очень они уходят вправо. Может, это кто-то просто гулял по обрывам? Поэтому стали падать вниз. И нам было явлено чудо природы и жизни.

Хапхал
2010_03220202

2010_03220205
Лучи заходящего солнца пробиваются сквозь туман.

Солнце, конечно, было уже заходящее. Несмотря на то, что мы не останавливались на перекус. Только поориентироваться и пофоткаться. Несмотря на то, что мы тропили как боги. Точнее, богини. Несмотря ни на что, к Хапхалу мы подошли в 16.27. И в ущелье стемнело довольно быстро. Только один раз между веток удалось разглядеть пылающие отроги Караби.
2010_03220209

Спускаться по Хапхалу было ох, как хорошо. Темнеет. Снега по пояс. Если зазевался и медленно переставил ногу, то проваливаешься глубже. А глубже – ветки, в которых застревает нога. Вышли на тропу… Ну на тропу – это сильно сказано. Просто увидели маркеры на дереве, причем маркеры у самой кромки снега, хотя обычно их ставят довольно высоко. Значит, здесь сугробы с метр точно.  Тропа уходила траверсом. А идти по ровному по этому снегу уже просто не было сил. Плюнули на тропу, решили спускаться “тупо вниз”. Так намного легче и веселее, но где нет тропы – там лесоповал. Темнеет.
Здесь мы все вспоминали поход с Юрием Сергеичем как-то в марте. В верховьях тогда тоже было полно снега, но вскоре он быстренько закончился и осталось много грязи. Сейчас мы просто не могли узнать пейзаж из-за снега. Вроде похожие скалы, похожие повороты, но в снегу – все неузнаваемо. Пока Маша вылазила из очередного сугроба, я успела достать печенька. Хоть какая-то еда. Стало здорово. Мокрые, зато чистые спустимся :))
Увидели реку. Идем вдоль нее. Снега становится хоть чуть-чуть меньше.
Обойдя очередной приток, на нас свалилось сразу три счастливых события:
1.мы узнали водопад. Помните, там был огромный каскадный водопад с огромными поваленными бревнами? Мы его увидели и узнали!!!!! Мы идем правильно!!!!!
2.встретили следы тех двух мужиков, которым мы малодушно кинули наверху.
3.столько радости, что допили чай из термоса.
По следам мужиков мы просто бежали, настолько стало все хорошо. Даже Хиля спели. Следы были довольно свежие. Стало представлять, как спускаемся в Генеральское,  а там сидит два туриста – писаных красавцев: высокие, голубоглазые. И рядом стоит Машин папа с машиной. И мы их спрашиваем: вам куда, ребята? давайте подвезем!!! И они садятся….. и мы….. и они…….
Тем временем слева, в реке стали попадаться большие валуны. Я помню с похода с Юрием Сергеичем, что где-то здесь в тот раз мы переправились на другой берег и там была хорошая траверсная тропа. Но наши прекрасные принцы не стали переправляться, а шли вдоль течения. Ну они, наверно, не дураки, знают, где лучше брод. Так что идем за ними.
Неожиданно за поворотом сквозь темнеющие стволы деревьев мелькнул свет фонарика. Мы покричали, но наверно, из-за шума реки никто нас не услышал. Включили свои налобники и помчались догонять мужиков. А вдруг маньяки? а все равно уже.
Фонарики никуда не убегали. Мужики встали уже лагерем: поставили палатку, сходили за водой и пытались развести костер.
Парни оказались из Днепропетровска. С пятницы шли от Ангарского перевала. Ночуют, и завтра домой. Не знаю, насколько они удивились, встретив нас. Еще больше, по-моему, они изумились нашему желанию идти дальше в Генеральское.
— Здесь же еще часа три!!!!
— Да какие три!!! Нас там ждут. Надо спустится все равно!
Попили водички у них, даже не спросили имен и ушли.
Так как следов дальше не было, то решили перейти реку и пойти по тропе, которую я типа помнила.
Разуваться уже не стали – мокрые были по бедра. Быстренько перешли по водопадику. Вода освежает. Ноги горят. Тропа оказалась в нужному месте. Снега почти нет. Прекрасная грязь, то есть земля. Почти бежим.
Скалу облезли в два счета,  скатились по тропе к Джур-Джуру. Всего 20 минут!!! три часа-три часа. Наверно, днепропетровцы здорово с утра удивились, обнаружив водопад так скоро :))))
Ночью, в свете фонарей Джур-Джур выглядит магически. Огромный белый ревущий поток кажется падает с неба. А сверху россыпь звезд и тонюсенький месяц. Сегодня – день весеннего равноденствия!
Сфоткать водопад не удалось – сели батарейки :((
поэтому бежим буквально в село. Машин папа встречает нас на дороге. Можно расслабиться.
Мчимся в Малоречку. Там тепло, сухо. И еда. И душ. И кровать. И урчащая кошка Зайка.
Прям, как к Солдатам на 8-е марта пришли))))

День второй. Берег братьев Гуаско
Малоречка

2010_03220213

2010_03220215
Утро было прекрасным. К Малоречке я неравнодушна с детства. Мы проводили лето по многим приморским городам и весям. Пару раз “летовали” именно в Малоречке. Тем радостнее было увидеться с этим поселком теперь.
Позавтракали и пошли на море и в храм-маяк. Это моя давняя мечта была – посетить этот храм. Но он в стороне от маршрутов, а просто так как-то никто не уговаривался съездить. А тут такая возможность.
2010_03220238

2010_03220232

Маша предупреждала, что с пляжа нет хода к церкви. Но я ее уговорила. Стали карабкаться по склону. Нам, конечно, попадались таблички “Стой! хода нет”, но кто на них обращает внимание? Остановил нас только окрик “Назад!!”.
2010_03220240

Обошли кладбище и вошли через центральный вход.
2010_03220258

Зашли внутрь храма. Стены и своды прекрасно расписаны: корабли, паруса, сирены, героические святые.
Попали на службу. До Пасхи – две недели. Улыбнули квадратные вышибалы в кожаных пиджаках, деловито ставящие свечки. Популярный храм.
Сама территория очень обустроена. И даже если вы не верующий человек, место стоит посетить. Везде навалены большущие ржавые якоря, цепи, канаты. Рай для маленького мальчика.
2010_03220261

2010_03220262

2010_03220268

Все ради них:
2010_03220267

Потом Антон написал, что они уже едут во всю. Поэтому мы поспешили домой и поехали на мыс Чобан-Куле, в крепость братьев Гуаско.

Берег отпетых отморозков
2010_03220275
Выгрузились на повороте. Антон еще только проехал Приветное. Ждать на дороге стали. Медленно пошли вдоль виноградников к морю.
Прекрасное место. Пустота. Свобода. Море, солнце, далекие горы. Башня на горе. Прямо возле моря роща маклюры. Никого нет. Тишина, спокойствие. Легкий бриз.
Наконец, приехал Антон. С Чегеварой, братом, Юрой и Антуанеттой. Пока они выгружались, Антон посоветовал чем-то заняться, “сходите искупайтесь, что ли”. А что, мы можем. Так, мы открыли купальный сезон-2010.
2010_03220285

вот в этих камнях и закупались. Горы вдали смотрятся японской Фудзиямой.
Суперкруто мы, конечно, не поплавали. Если бы был нормальный заход, то пару гребков, я думаю, сделали, а так, только зашли, волной накрыло, и обратно. На выходе еще одной накрыло.
Наши друзья тем временем уже почти поднялись к крепости. Поспешили за ними и мы.

2010_03220288
У Юры оказалась полезная книжка некого Леши Иванова “Крепости и замки Южного берега Крыма”. Автор называл братьев ди Гуаско “отпетыми отморозками”. Я вообще ничего не знала об этой крепости 14 века на мысу Чобан-Куле.

В крепости было более 40 мастерских изготовлявших оружие, гончарные мастерские по производству посуды. Хозяева братья Гуаско отличались довольно своенравным, бесшабашным характером, что приводило к постоянным судебным тяжбам с консулом  Солдайи.  Благодаря счастливой случайности: в одном из итальянских архивов сохранилась переписка Христофоро ди Негро, последнего солдайского консула, с властями в Кафе и письма его в Геную, протекторам банка св. Георгия. “Дело братьев ди Гуаско” – ценнейший источник истории генуэзских колоний в Крыму, позволяющий зримо представить события и явления далекого прошлого.

2010_03220319

По словам Юры, крепость не до конца откопана, поэтому полна загадок. К примеру, почему ее построили на этом холме, а не на соседней высоте, господствующей.

2010_03220297

2010_03220300

Башня дон-жон состояла из трех этажей+цокольный. Здесь жили сами три брата и их отец. О женщинах ни говорится не слово, мы слегка повеселились по этому поводу. Башня не круглая, а эллипсовидная. В сторону моря толщина стен составляет около метра. В сторону суши достигает четырех метров. Можно спокойно гулять. Видны следы балочных перекрытий. Антонов брат Дима пошутил, что, судя по расстоянию между балками, эти Гуаско были какие-то маленькие. Ага, злобные карлики. Без баб.

2010_03220305

Я пошла на соседний холм.
2010_03220324
Прилегла, чтоб в видоискатель увидеть крокусы на переднем плане. Да так и осталась валяться на солнце. Так хорошо было. Солнце уже так пригрело землю. Она была такая свежая, теплая, родная, что я просто уткнулась носом и чуть не задремала.
Поели внутри башни. Было до того тихо и спокойно, что представили: выходим, а там внизу войско злобных карликов раскачивает машину, уже виселицу ставят и щас начнется.
Вышли, но там никого не было. Только небо и море. Пошли обследовать развалины.
2010_03220332
Ганс Христиан Андерсен

справа, по словам Юры, амбразуры, через которые простреливались нижние стены. Ничего, что ниже уровня земли – это накидали при раскопках.
2010_03220343
мыс одиноких созерцаний

это мы придумали)) от башни в сторону уходит отрог холма, который заканчивается скалой. Представили, как там хорошо сидеть на закате/рассвете, попивать вино и созерцать стихию вокруг.
Пошли уже вниз. Юра с Антуанеттой замешкались наверху. Поэтому когда увидели зеленую поляну, то решили там поваляться. У меня вообще в этом году какая-то слабость к всему новорожденному. Я прям физически ощущаю как трудно было цветам, траве выживать в снегах, пробиваться наружу, и как хорошо сейчас. Я даже гладила траву, на которой лежала, и чувствовала ее силу.
Юра с Аней спускались не так как мы, поэтому он неожиданно сверху крикнул: “идите сюда, здесь церковь!!”. Начали подниматься к ним. Антон крикнул, что нашел фланелевые штаны – идите лучше сюда! а что, хорошая фланель, около метра ткани.
2010_03220348
четкая абсида на восток, как сказал Юра. В смысле алтарь – вон там, за шиповником :))

2010_03220350
Дима не выдержал, ждет внизу.

Мы пошли еще в древние подвалы братьев Гуаско.
2010_03220351

Я думала, это вход в потайной ход. Но подвалы – это просто помещение метров пять в длину. Антон сказал, что это, скорее всего, было хранилище вина.
От винохранилища пошли к древним гончарным печам. По словам Юры, крепость 14-15 века, а печи более древние – 8-9 века. В 21 веке их засрали до ужаса.
2010_03220363
Нашли образец древнего гончарного искусства. Белая эмаль, неровные края, разноцветные грибочки – очень четкий почерк средневекового мастера.

Обратный путь
Здесь мы распрощались с нашими друзьями. Джип хоть и большой, но еще двоих он бы не вместил. Договорились, что ребята подкинут нас до Морского. Но от печей не хотелось возвращаться к машине, тем более может и не подкинут. Поэтому пошли с Машей прямо на трассу, вдруг застопим тачку и уедем раньше. Тем более недавно прослушали лекцию Антона Кротова, надо практиковать голосование попуток.
Проблема была в том, что по той трассе не ездили машины.
Ездили, но почему-то в другую сторону, чем нам нужно. Мы уже присмотрели на соседнем пляже двух мотоциклистов, даже помахали им рукой и поулыбались. Но мотоциклисты, видимо, испугались и уехали в другую сторону. Один раз мимо проехала девушка за рулем. Но они лишь поулыбалась нам.
А тут и наши друзья приехали. Мы им там рьяно махали, а они с такой готовностью остановились, что на какую-то секунду я подумала: вот она магия автостопа!! :))
Влезли в машину. Мы тактично промолчали, где нам выходить, поэтому доехали аж до Судака.

2010_03220369
Под Морским какие-то суки срезали памятник морском десанту времен Гражданской войны. Остались: колесо от тачанки и нога бойца.
Видели косяк возвращающихся с зимовки журавлей. Никогда до этого не видела. Только осенью обычно)))
Очень весело доехали. Ребята собрались ехать в Солнечную долину на дегустацию. Кто-то предложил устроить майскую “единичку” по этим долинам – такой винный поход: Солнечная долина, судакская, ай-серез, Сатера, и так до Массандры.
Юра рассказывал про “легенду Северной стороны” – какого-то музыканта Бушева. Я даже не сразу поняла о какой Северной стороне идет речь.
Проезжая Веселое, мы вспоминали тот распиздяйский ноябрьский поход с папой Лехой и бедной Санечкой в кедах.
Подъезжая к Судаку я рассказала про теть Наташу, что у нее, наверняка, можно переночевать, проходя мимо в какой-нибудь очередной “единичке”. Пыталась показать, где она живет, но не успела. Вдруг Дима затормозил, развернулся и поехал обратно:
— Ты ж не успела показать дом своей знакомой!
На самом деле, он увидел магазин с горячими пирожками. Купили настоящие хачапури с сыром. Съели их на автостанции. Мы с Машей сели на симферопольский автобус. Ребята поехали по винным местам.
В Симферополе сели на электричку.

Еще более интересные посты по этой теме: