Крым || река Сотера || пещера МАН

2010.09.19_mmtr0939

Каньон реки Сотеры славится пятью вещами: дюльферами, пресноводными крабами, двумя каменными грибами, водопадом Гейзер и тем фактом, что в прошлом веке здесь нашелся почти целый скелет мамонта. На этих выходных увидели все, кроме мамонта: и дюльферы, и грибы, и Гейзер, и даже крабов!!!

21 сентября 2010 года

Электрички сейчас отменили, поэтому билеты на автобус купили заранее. И правильно сделали: автобус был полным, а к кассе тянулась очередь.
В Симферополь приехали в сумерках. Это удивительное ощущение: выпала из жизни на месяц, а тут оказывается такие изменения в природе – до чего рано стало темнеть. Уже осень что ли? =)

На троллейбусе, совсем в темноте, доехали до Ангарского перевала. Сегодня надо пройти чуть-чуть – до поляны МАН. Хоть и ночь, но еще не холодно, идем в футболках. Лесная дорога усеяна дикими яблочками. Маленькие, кислые, но на компот покатят, немножко подбираем в карманы.

На поляне МАН – столпотворение. Такое ощущение, что кругом люди. Отовсюду разговоры, смех, между деревьями мелькают огни костров. Буэ! прям как на майские праздники. Но вода в роднике есть, хоть и застоявшаяся. Набираем баклажки и уползаем куда-то вверх по склону. На одной из полочек почти под осыпавшейся яблоней останавливаемся. Где-то рядом стоят люди, но в темноте их не видно.

Пока все сварили, пока поели, легли поздно.
Встали рано.
=))

Это такой прикол с Коктебеля остался. Когда ночевали во вторую ночь на пляже, рано утром – солнце еще не встало, проснулись от мата над головой. Даже не сразу поняли, что к нам обращаются. Какой-то бомжеватого вида придурок ходил по пляжу и всех будил с такой идеей: вставайте дорогие гости города и убирайте мать вашу пляж(!!!).  Звучит в порядке бреда, но так все и было.

В субботу Леша всех тоже разбудил  с криком ВСТАВАЙТЕУБИРАЙТЕЛЕС!!!!!!!!!!!!!!

2010.09.19_mmtr0753

При свете дня оказалось, что мы заночевали на обочине, а в паре метров от нас, действительно, стоит палатка с двумя комуфляжными мужиками. Решили, что они какие-то суперсекретные лесники. Костер они, почему-то не развели, готовили на горелке, и в течение утра постоянно куда-то ходили по очереди с лопатой. о_о

Часов в восемь-полдевятого мы их покинули и пошли к пещере МАН. Мы туда как-то забегали на экстрим-марафоне “Х-Крым”. Но оказывается, за короткой горизонтальной частью идет 30-метровый колодец с небольшим залом, куда мы и спустились )))

С собой взяли мало света, поэтому зал не сильно поразил. Больше понравился процесс спуска-подъема.

2010.08.19_mmtr990006

Как настоящая кулема я вылезала последние три метра, где уже без веревки =)))) это если кратко и по сути ))

пока вылазили мы со Славиком, Джон подрасказал Леше о том, что понятия “время” и “пространство” зависят от наблюдателя. Там еще было что-то о корпускулярных теориях (или это не здесь было), но, как я поняла, суть в этом ))) Так вот: по ощущениям мы пробыли в пещере совсем немного времени, но оказалось около трех часов.

Побыреку собрались и пошли на Джурлу.
Это был офигенный переход. Я переживала, что после больших байкальских гор наши крымские покажутся жалкими. Во-первых, горы надоели сами по себе. Во-вторых, их немного и они низкие. Но, к счастью, все оказалось наоборот. Да, у нас совсем другие горы, да они низкие, и почти всегда виден их край: либо море, либо степи за Симферополем. Но они – НАШИ!!!! скалистые, выгоревшие за лето, но до боли родные: здесь мы были тогда, а вот здесь офигенные ночевки, здесь красивый каньончик, а там балочка. Везде привычные и милые названия, а не расчлененка, как на Байкале: не хребты, а гривы; не мысы, а носы; не балки, а пади %) сойти с ума можно. Нет, мне там, за тридевять земель очень понравилось, и я еще напишу, почему и что именно. Но мои страхи, к счастью, оказались беспочвенны, и дом не разочаровал ))
К тому же компания попалась хорошая, и кроме этого, сейчас благодатная для походов пора: уже не жарко и еще не сильно холодно. Людей тоже почти нет. Вот мы и шли по плато Демерджи: выгоревшая трава, редкие деревья, синее-пресинее небо, причудливые облака и  ветер в голове.

2010.09.19_mmtr0797

2010.09.19_mmtr0916

2010.09.19_mmtr0908

это Джоновы фотки, я фотик специально оставила на работе в пятницу.

На Ретрансляторах мы остались обедать, а потом незаметно заснули. Это тоже было здорово:  не думать о работе, о городе, валятся в жесткой как шерсть траве, никуда не идти, следить за облаками, дышать воздухом, — растворятся в природе.

2010.09.19_mmtr0995

Нашей любимой фрустрации, кстати, очень не хватало на Байкале. (вы уж простите, что все о нем, из головы никак не выходит). Столько было мест, а мы все мимо бежали. Эх! Хорошо, что можно дома восполнить пробелы.

Сколько мы там провалялись неизвестно, никто не наблюдал, поэтому время и пространство провалились. Может, часик, может два, а может и год прошел, и снова наступил сентябрь. Мир полон загадок )

Оттуда мы быстренько дошли до турстоянки Джурла, где опять стали попадаться люди. В мутном озере прямо под помойкой смелые  мои спутники, не убоявшись возможных последствий,  искупались. В самих водопадах Джурлы уже купались какие-то мальчики, поэтому мы даже не стали набирать воды, ушли дальше.

Воду набрали чуть дальше в роднике, заваленном разноцветными листьями. А еще чуть дальше и позже обнаружилась полянка с яблоней.

2010.09.19_mmtr1069

там такой яблочный дух стоял ммммм!!! ))

Почти сразу от поляны начали спуск в каньон Сотеры. В первый раз, прошлым мартом, мы здесь ничего не навешивали, переползли по камням так, ногами-руками. В этот раз на ночь глядя два раза успели дюльфернуться. Остановились и заночевали уже над первым большим сбросом, который было не облезть, не обойти.

Красивая ночевка вышла, с видом на Малореченские дали:

2010.09.19_mmtr1101

По каньону немного дуло, ночью было прохладно, поэтому проснулись рано. Поели, собрались и начали дюльферяться. Яху! )

2010.09.19_mmtr1149     2010.09.19_mmtr1153

ну и, собссно,  всё.

дальше мы дюльферяли и дюльферяли. Обходить решили ничего не обходить, а по максимуму спускаться по веревке. В отличие от прошлого раза, не было ни снега, ни грязи. Так что спускаться было одно наслаждение. Пару раз спускалась первая, поэтому парило болтаться и распутывать веревку, но и это ничего =)

2010.09.19_mmtr1176     2010.09.19_mmtr1177

2010.09.19_mmtr1178    2010.09.19_mmtr1179

2010.09.19_mmtr1180

я и укроп

в водопадах была вода, как ни странно, не смотря на прошедшую жару

2010.09.19_mmtr1181

в итоге, в 11.50 мы все прошли. Типа за три часа. Хотя верится с трудом. В прошлый раз мы два дня дюльферяли. Но, опять же к вопросу о наблюдателях, времени и пространстве :))  После последнего дюльфера на бревне нашли баночку с записками из серии “ура! мы прошли водопады!” туристов из разных городов.

Пока сидели,  мимо прошел недовольный мужик с камерой:
— Есть ли выше водопад Гейзер?
— не знаем, ничего похожего не видели.
— значит, я его прошел?
— )) похоже.
Ниже по течению, действительно, оказался водопад, про который мы летом решили, что это Гейзер. В этот раз он был еще более жалким.

Еще ниже по течению, переходя очередной водопадик, Леша с Джоном в ванночке внизу увидели крабов !! настоящих, пресноводных!! ое!! Крабы были какие-то анабиозные, Леша их легко поймал руками.

Дальше мы пошли уже не по тропе, а вдоль течения. Крабов оказалось множество.

Подумали, что вполне хватило бы на пожарить на обед. Удивительно, как они по этим водопадам пробрались так высоко по течению. Но крабы-то ладно. А как форель, которая тоже мелькала между камнями? Кто-то рассказал теорию, что рыбьи икринки переносят водоплавающие птицы на лапах и перьях. Типа они поплавали, икринки к ним пристали, птицы полетели, икринки тоже. А потом ихтиологи ломают головы и едят друг другу мозг, как в одном водоеме оказались рыбы из другого водоема. Возможно, в каньоне Сотеры гнездятся те же икринопереносные птицы.
Потом река собралась в трубу и вода исчезла.
История с птицами стала более загадочной. Птицы собирают икринки, заныривают в трубу и выныривают выше по течению, так что ли? мдя, очень загадочна и таинственна крымская природа.
Вот так мы и шли по тропе, обсуждая этот вопрос, как стало вонять краской.  На очередном повороте неожиданно наткнулись на двух неприветливых мужиков, которые сосредоточенно черной краской красили эту трубу. Это было очень смешно: посреди густого леса в выходной день красить некую трубу. Наверно, специально, чтоб птицы знали куда нырять с икринками на лапах и перьях.

На перекрестке с указателем “Грибы налево, гейзер прямо”, повернули на грибы. Когда возвращались, встретили группу матрасников, из разговора которых поняли, что вход в каньон платный. Чуть ли не 40 гривасов. опа!

И действительно, на входе, в начале тропы стояла будочка, где тусили люди с кассой. Прошли на морозе.

На трассе мы довольно быстро и очень счастливо застопили тачку до Алушты, а там — прям сразу автобус до Севаса. Так что около шести вечера были дома.

Еще более интересные посты по этой теме: