Крым || ПВД || Долгоруковская яйла – река Бурульча

Первомайская демонстрация по горам превратилась в убегание от толп туристов. Если кратко описать маршрут, то:  вышли из Перевального, в Перевальное вернулись.
Пили из родника Разбитое Сердце. Пересекали Долгоруковку справа налево и слева направо. Купались в озерах недалеко от Букового Кардона. Форсировали Малую Бурульчу. Чуть ли не заночевали в гроте под Орта-Сыртом. Потом шли по каньону Бурульчи. Ну вот и все.

суббота. выжидательный день

Отморозилась от всех клубовских походов, всем сказала, что у меня безбожные начальники, заставляют работать в святые трудовому сердцу дни. А сама пошла в поход. Но вышло как в анекдоте про лису.

Бежит лиса и припевает:

– Обманула, обманула!

– кого обманула?

– таксиста! за проезд заплатила, а сама не поехала!

Так и я. В походы, которые начинались в пятницу вечером или в субботу с утра не пошла. В итоге, мы ждали когда Лера с Сережей приедут с Питера, а Макс с Леной из Житомира. Питерский поезд оказался хороший, и доехал в 4 утра (или во скока он там приходит). А киевский оказался тоже хороший. Подвели симферопольские автобусы. В итоге, мы подъезжали на электричке в Симферополь, а Макс и Лена только выехали из Севастополя.

… Сумбурное начало %) надеюсь, вы разобрались, что оно было замысловатым и очень непростым. Но продолжая традицию очень_категорийных походов, трудности должны начинаться на пороге дома.

Короче, мы поехали на 14-часовой электричке, с Лешей, Лерой и Сережей. Кстати, подняли, суки, цену на электричку. Уже стоит 8 грн!!!!!!! А были годы, когда я домой ездила за полтора рубля и больше тратила на проезд по городу.
В электричке, в основном, пили пиво, ели семки, а потом спали. Ничего интересного.

В Чистеньком позвонил Макс и сказал, что они только сели на автобус до Симферополя. Мило! У нас почти полтора свободного часа. Решили провести время с пользой и пошли в магазин.
У нас с Лешей был коварный план развести питерцев на деньги. Типа мы живем в стране, где Голодомор – национальная идея. А они – в хлебосольной Расеи- матушке! Но Лера еще в поезде заверила, что у них ничего нет: ни туалетной бумаги, ни теплых носков, ни почти еды. И денег, кстати, тоже чуть-чуть.

Пошли не на привокзальный базар, а в некий супермаркет Яблоко, который за Салгиром. Долго не могли определиться, сколько куриных грудей надо. Как многие помнят, с недавнего времени тушенка объявлена вне закона, главный ингредиент –грудь. Еще купили “одеялко”, это такой хлеб типа лаваш, но не лаваш, а очень большой и длинный. Если не съездим к вечеру, Леша им сможет ночью укрываться. Вышли из магазина, и сразу в парке на траве съели первое “одеяло”. Потом захотели шаурму. Леша сказал, что дешевле будет ее сразу в парке поймать.

В троллейбусных кассах волнами набегают толпы туристов в рюкзаками, в кедах, со свернутыми одеялами вместо спальников. Захватывающее зрелище.
Мы ждем Макса, поэтому несильно волнуемся, что не хватит билетов. Рядом водители троллейбусов выясняют, кто из них поедет, потому что все троллейбусы поломались. Так что всех садят на поломанные, а где-то под Алуштой обещают пересадить в целые и сохранные.

Наконец, приезжает Макс с Леной. Выясняем, какой трал едет первым. Нам говорят: “2153”.  Подумали, что это время, в которое отправляется ближайший свободный. А оказалось, номер траллика. Так что чуть не пропустили. На часах примерно 19 часов. Едем с мамашами с грудничками и толпой туристов-школьников, которые гарланят песни. Они нас компрометируют. Объясняем соседним пассажирам, что мы не с “этими”.

В Перевальном приезжаем в сумерках. На окраине нас нагоняет толпа, которую мы засекли еще на вокзале, но ребята уехали раньше нас. Просят показать дорогу на Малиновый ручей. Леша куда-то им показал, а сам повел нас в другую сторону.

— а вы не на Малиновый??

(типа мы вам на хвост упадем)

— неееее, мы на яйлу и дальше на Караби!

Фонарики не включаем. В лесу уже темновато, но в какой-то момент тропа выводит на поляны. Подходишь по лесу и кажется, что идешь по туннелю со светом в конце.

Макс и Лена что-то заболели, поэтому идут медленно. Остаемся ночевать на Разбитом Сердце. Везде в темноте видны огоньки костров. Так что становимся выше, прям над родником. Там оказывается прекрасная небольшая ровная площадка между скал, с отличным видом на Перевальное. По кустам развешаны новогодние “дождики”, валяется пустая бутыль “Советского Шампанского” и баночка с запиской “Господа, на Новый Год место занято”. С тех пор, наверно, никто здесь и не ночевал.

Штатива нет, поэтому фоток приличных нет. Только размытые. Хотя костер в скалах смотрелся интересно. Очень уютное место.

Осталась спать на улице. Посреди ночи доели с Лешей торт (от Саши с Пашей остался) и допили глинтвеин.
Заметила “темечко дня”. Есть такая большая хорошая цитата Астафьева о том, что сидишь ночью у костра и бац!- неожиданно понимаешь, что ночь закончилась и начинается утро. Такой нежный момент, как темечко у ребенка. Очень неуловимый. Я его, конечно, не засекла, но отметила про себя: о! стали петь птицы. Было еще темно, в ветвях стояла полная луна и мигали звезды, но небо начало уже светлеть. Даже фотоподтверждение имеется:))

луна справа в ветвях, еси че)

воскресенье. В поисках пути вперед

Немного замерзла ночью. Так что встала рано. Утром было чудесным. Свежим, как слеза младенца, и спокойным, как слон. Весна пришла в горы. Пионы и ирисы расцвели, склоны покрылись зеленой травой.

пришел Леша и мы полезли на соседних хребет в дырявые скалы, которые случайно увидели!

интересно, кто-то об этом знает? по-моему, все мимо проходят, голову не поднимают, и сюда не заходят.

Вернулись в лагерь, а там уже проснулись наши друзья. Макс сказал, что Лена сильно заболела, они возвращаются домой.

лучи так красиво пробивают дымовую завесу, которой удалось добиться, спалив гору пластикового мусора. Вонь страшная, зато фотки удались!  Правда, каша тоже немного завонялась, но фотки важнее.

Макс с Леной ушли вниз, а мы пошли наверх. На роднике пока чистили зубы, подслушали разговор каких-то туристов, что они за полтора дня могут отсюда добежать до Рыбачьего, а потом день отвисать в Симеизе.
А у нас не оказалось пустых баклашек для воды. Только одна литровая, из-под житомирского пива. Отправили Леру с Сережей прочесывать окрестности, чтобы как-то реабилитироваться и снять с себя налет приезжих. В итоге они ничего не нашли о:)  За скалой Сережа обнаружил пустую коробку из-под сока. А Лера предложила пересыпать гречку из бутылки в синюю сумку. Сумку решили по возвращении подарить папе Лехе. Леша сказал, что Питер очень испортил Леру. Раньше можно было не брать в поход никакой еды, а взять одну Леру, которая в самый голодный год могла наколядовать еду  у любых проходящих мимо туристов.

Вышли на плато. Там уже цветут желтые пионы и валяются лошадиные скелеты.

Рассказали Сереже баян про несметные табуны диких лошадей, которые скачут по яйлам. Человек из Питера очень заинтересовался этим природным явлением.

Пока пересекали Долгоруковку, постоянно в поле зрения видели группки туристов. Бедные горы!!!

В итоге пришли к озерам на краю яйлы, где мы как-то ночевали с Юрием Сергеичем. Тогда к нам ночью пришла лиса и помародерствовала. Утащила из тамбура палатки Галин рюкзак, распотрошила пакет с едой. Даже надгрызла упаковку кетчупа. Кетчуп было жалко выкидывать, и мы утром его немного поели. Потом мама сказала, что я глупая, что лиса могла быть бешенной и напускать своих бешенных слюней в кетчуп.

Сережа с Лерой как люди с Севера, для которых вода в 15 градусов уже кипяток, пошли купаться.

За кустами ржали кони, и постоянно проходили люди. Начинает раздражать. Пообедали. Вышли из-за кустов, и увидели табун лошадей и убитых туристов.

Пришли к партизанским стоянкам, хотели там ночевать, но спустились ниже к Лопухам на Малой Бурульче.

Пошли по каньону Малой Бурульчи.

Каньон оказался очень красивым, с водопадами, скалами, перекатами и небольшими заводями. Прошли его весь до слияния с Бурульчой. Трудностей было хоть отбавляй ))

Вокруг на склонах прозрачный весенний лес. Деревья еще спят, а внизу уже все распустилось и расцвело.

Потом оказалось, что я здесь была. Вот над этой скалой мы как-то ночевали с Коржами в феврале:

Когда дошли до впадения в Бурульчу, был уже вечер. Никто, кроме меня, здесь не был, поэтому показала места ночевок чуть выше по течению. Чтоб не беспокоили люди, поначалу думала заночевать в гроте наверху, но оттуда слышались голоса. Пришлось — на стоянке на высохшем ручье. Мне казалось, что там несколько гротов, пошли на разведку.

вороны на краю

Но грот оказался один. Но шикарный. Отличное место для всяких отмечаний НГ и ДР, хотя, наверно, тоже занимается заранее.

Туристы стояли под ним, но мы все равно решили здесь не ночевать. До воды лень ходить.

Долго сидели у костра, обсуждая  перспективы (точнее, бесперспективняк севастопольской жизни).

Ночью я неожиданно проснулась и накрутила себе кино, что именно сейчас на меня упадет сухое дерево. Высчитала траекторию его падения и оказалось, что крайние ветки как раз размажут мне ноги, как их не подтягивай к ушам. Какая жалость! Ноги мне еще пригодятся. Поэтому перебралась на другую сторону костра, но оказалось,  близко к огню. Леша подкидывал дрова и я стала бояться, что останусь без спальника. Короче, очень порадовалась, когда наступило утро.

понедельник. 3 мая

Утро было прекрасным, хотя “кто-то” съел весь сахар 😉

Лера рассказывала,  как проходила универскую педпрактику в школе, или почему она не хочет работать учителем русского языка и литературы. Я восхищена ее методами преподавания. Говорит, что один раз так увлеклась процессом, так хотелось наладить контакт с аудиторией, что громко заметила, показывая на сидящую на задней парте учительницу: “А что это Татьяна Викторовна так увлеченно разглядывает за окном?!”. Контакт не наладился, а только испортился.

Я думала, что мы пойдем на Орта-Сырт, к самолету, но Леша повел нас вниз по каньону Бурульчи. О, трудности!!!))))

но зато у меня хоть в голове сложилось, как текут реки в том районе. А то несколько раз там была, но каждый раз подходили  с новой стороны, при этом название рек  оставалось одинаковым.

В одной ванночке даже покупались. Сережа заметил, что природа очень напоминает северную.

Немного раздражало, что несмотря на трудности и удаленность от обычных троп, за очередным поворотом мы обязательно натыкались на палатки с туристами.

под этими плитами оказалась пещера. Пока Леша туда лазил, набежала толпа туристов. Это было великое зрелище!!
Из-за угла вылетает большая, человек 20, группа детей, школьников. И все не сбавляя оборотов начинают форсировать реку. Одни  вброд, не разуваясь. Другие по плотине, проваливаясь в нее по колено, застревая в бревнах ногами и падая в разные стороны. Третьи несутся по узкой тропе, соскальзывая с нее и вымазываясь в грязи. Для усиления эффекта и трудностей почти все — в кедах. Карематы приторочены снаружи рюкзаков так, что цепляются за каждый сучок. Рюкзаки обвешаны всяких хламом: тапками, кружками. Над всем этим хаосом на большом камне стоит их руководитель и молча философски созерцает происходящую картину, даже не пытаясь помочь.
Устав смеяться, мы пошли дальше, когда наткнулись на последнего участника этой команды, который на наших глазах упал в грязь. Подумали, что его списали еще вчера за ужином.
Группа оказалась из Харькова. Решили, что это такой вид туризма: когда группу ведет инструктор-убийца. Его выплачивают деньги за потери. Чем меньше вернулось, тем больше заработал. Леша даже решил отправить им заявку: могу водить группы в любое время года, в любом составе и в любое место.

Когда он сильно увлекался трудностями, и мы отставали на переправах, то поняли, что он тоже Харьковский Инструктор. И за наши головы назначена высокая цена. Просили не убивать. Мне обещали сохранить жизнь, потому что я могу как журналист писать некрологи, и войти в долю с Харьковскими Инструкторами. ОЕ!

А мы пока шли дальше по каньону.

Он то вырастал неприступными скалами, то выполаживался живописными берегами.

Дошли до высохшего притока и здесь решили подняться на яйлу. Поели.

очень красивая там была стоянка. Очень хотелось остаться, тем более никому, кроме меня, не надо на работу во вторник. Хотели даже звонить на работу отпрашиваться. Но кто бы на работе позволил!

Наверху жара. Почти лето.

Серега поймал ящерицу.

хотела ее поглазить, но ящерица с перепугу отбросила хвост. Она еле отползала в сторонку, а хвост еще долго извивался в траве.

Вышли на Долгоруковку. Простор, какая-красота и все такое 🙂

Нашли три вареных картошки и партизанский наблюдательный пост, оставшийся с войны. Вокруг много воронок. Я предположила, что наверно пост бомбили фашисты, никто  не согласился.

Поели картошки,и вообще поели, чем были богаты.
Почти на краю плато, я свернула в сторону, в ближайшие кусты. И на камнях нашла полупустую бутылку с наливкой. Ое! и зачем завтра на работу???

Спускались в районе Красных Пещер.

Леша тоже поймал ящерицу.

В Перевальном были около 17 часов.

В Перевальном мы еле сели. Траллики набиваются еще на Ангарском. В автобусы много людей не влезет. Одни толпы уезжают, подходят новые.

~ 4 мая 2010 года ~

Еще более интересные посты по этой теме: