поход 2 кс || Байкал по берегу || Листвянка – Бугульдейка

На Байкале летний сезон заканчивается 15 августа. Когда мы до туда добрались, все уже разъехались. Так даже лучше. Без людей, знаете ли, всегда лучше. Мы, конечно, не сильно там фрустрировали, в основном, неслись мимо. Но зато нам перепало много продуктов на стоянках. Сибирские туристы после себя оставляют не только мусор, но и кой-что ценного и съестного.
Я была завхозом по питанию, поэтому на все вопросы, касаемо еды, реагировала болезненно =))

вот.
а поскольку я была завхозом по питанию, а не летописцем (!) и не фотографом (!!), то ниже — несерьезный фотоотчет. Надеюсь, серьезный напишет Надя, а фотки Паша выложил.

организационное
Мы начали в Листвянке, по Большой Байкальской тропе прошли через села Большие Коты и Большое Голоустное до Большой Бугульдейки. Хотели до Еланцов дойти, но раздумали. И так 173 км натопали за девять дней.
Нас было десять человек: Майя, Гена, Андрюха, Серега, Леха, Паша, Оля, Надя, Ира и йа.
Было несколько спорных моментов, до крика. Но, знаете, уже больше месяца прошло, и у меня остались в голове только идиллические воспоминания. Хотя все претензии по еде, кто что высказывал, и случай «Про четыре злака», помню, ага. Я не злопамятная, но у меня все записано, даже фотки есть, к слову.

Шучу, конечно. Всё там со всеми понятно. И почему, тоже ясно. Да и пропарилась с раскладкой пару раз я там хорошенько. У меня даже в блокноте страничка была под названием «Налажала» со списком в алфавитном порядке. Жила-была девочка, сама виновата.

природа
После нашего жалкого на лесные богатства Крыма, поначалу там, конечно, обалдеваешь от разнообразия ягод и грибов. Только в школьных рассказах Пришвина раньше встречала всякие брусники, голубики, костяники, черники и прочие «ики». А грибы! здесь мы радуемся когда находим мышат, а там воротили нос от маслят и сыроежек.

Байкал
мне кажется, все свои чувства я уже описала )) сколько можно петь одно и тоже.
Нам очень повезло с погодой. Слегка моросил дождь буквально в первый и последний день. Все остальное время жарило солнце и мы шли, обливаясь потом. А справа по борту постоянно призывно блестел Байкал. В голове не укладывалось, что там ледяная вода и купаться нереально. Но пару особенно жарких раз мы все-таки нырнули. Нырнули, конечно, сильно сказано. Так, пару гребков сделали. Да, и это сильно сказано. Короче, зашли, присели и вышли. Лицо уже на берегу умывали. Потом у меня растерлись ноги, и было лениво снимать ботинки, мочить ноги, а потом заново переклеиваться пластырем. Хотя в последние дни дул сильный ветер и мыть ноги вечерами не сильно тянуло. Поэтому когда мы пару раз обходили прижимы, и волей-неволей приходилось разуваться и шлепать по воде, то я оч.радовалась: «купаться! яху!».
Хотя вот пишут, что за пару недель до нашего похода, они шли прижимы по пояс (!) в воде.

Большие Коты
Из Листвянки вышли, прошли вверх-вниз десять километров и заночевали в пади Емельяниха.
На следующий день дошли до села под названием Большие Коты.

Котов в селе нет. У какого-то дедугана спросили дорогу, а он оказался координатором военной прессы в Сибирском Федеральном Округе. Наши в ответ радостно воскликнули «Поля тоже журналист!». Мдя. Из-за этого мы около часа слушали про Манергейма и золото Колчака. И еще он рассказал, что коты – это арестантская обувь, в которую переобували зэков, которых по льду Байкала прегоняли сюда. Мы сначала поверили, а потом подумали. Подумали мы на тему, а куда потом шли эти каторжники, если в Большие Коты не ведут никакие дороги, только морские.
Еще мы хотели купить хлеба. Даже нашли магазин типа ларек. Пока ждали Гену повисели на заборе, за которым росла картошка типа помидоры. Пришел Гена и сказал, что магазин закрыт.
Пришлось идти дальше.

Мыс Cоболева
У нас с собой были распечатки некоей священной книги, где было написано, что до Б.Котов ведет Большая Байкальская Тропа (ББТ). Вообще, это, наверно, местная традиция – все называть Большим Байкальским. Мы тоже стали ей следовать: зачем выделяться из массы? У нас были Большие Байкальские Завтраки и Ужины, мы мечтали о Большом Байкальском Омуле, а зубы чистили Большой Байкальской Зубной Пастой. Очень удобно. Сразу чувствуется значимость каждого поступка.
Так вот, согласно нашим Большим Байкальским Распечаткам некой Священной Книги, в Больших Котах ББТ должна была закончиться. Но потом выяснилось, что Книга была 2006-го года, и с тех пор многое изменилось. В частности, тропу продолжили до Большого Голоустного.

По ней мы шли опять вверх-вниз, солнцем палимые и в Байкале купаемые целый день до мыса Соболева. Здесь я всем рассказала о своем начальнике. Вообщем-то только благодаря этому я и запомнила, как называется место ночевки.
А оно было оч.красивым. На изогнутом мысе, который по-байкальски звучит как «нос», в сосново-лиственничном лесу на чудных наклонных полянах мы остановились.

Наутро я была дежурной. Пошла за водой с котлами, и зависла фотографировать зарю. Остальные это запомнили, и потом почти каждое утро начиналось с крика дежурных «Поля, там такая заря!!! Вставай фоткать!!!».DSCF3272

Мыс Кадильный
В этот день мы проходили мыс Кадильный, который так называется из-за того, что раньше здесь добывали известь и тут же ее обжигали и чадили-кадили.
Нашу тропу перегородил забор, мы пошли его обходить, забрались на холм и сверху увидели брошенные печи.

Обошли село с забором и пошли по дороге. Нам навстречу попались две тетки, которые рассказали, что только из пещер. В одну они залезть не смогли – но у вас получится. А во вторую они попали – у вас тоже все получится.
Мы присели на солнышке. Одни пошли купаться, другие просто повалялись, третьи начали митинговать. Потом вернулись купальщики и тоже присоединились к митингу на тему «идти ли нам в пещеры или нет?». В итоге, решили идти.
Оставили рюкзаки на Сереге, а сами налегке потопали вверх по балке, которая по-сибирски звучит как «падь».
Первая пещера оказалась НЕ ОЧЕНЬ. Примерно полтора-два метра надо влезть по скале, а потом небольшой горизонтальный ход, который, кажись, заканчивался шкурником или тупиком, уже не помню.DSCF3327
Вторую пещеру мы еле нашли. По небольшому горизонтальному ходу попали в зал, средних размеров, с дырой под потолком. Из дыры красиво лился свет, освещая камень, заваленный монетками. Мы их немного подсобирали, потом в Голоустном купили хлеба. Ну и оставили тоже деньжат.
Намного позже прочитали, что в районе мыса Кадильного находится целая система пещер. И та, с деньгами, раньше служила церковью. В ней были найдены человеческие кости.

Большое Голоустное
Потом мы шли целый день до села Большое Голоустное. Долго не могли определиться, где ночуем. Решили не доходя.
Намного не доходя начались стоянки с мусором. Потом какой-то пионерлагерь. Мы испугались, что сейчас с нас срубят денег, и решили дальше не идти.
Стоянки были классные: видовые, ровные, большие. Но практически бездровные, все уже вычищено до нас. Вместо дров по кустам валялся мусор. Хотя почти на каждом дереве была прибита табличка «Уносите мусор с собой» и нечто лирическое на тему Байкал – уникальное озеро. Мы надеялись, что в этих горах мусора остались продукты, но их почти не было. Вот неразумные люди! Написано ж, уносите мусор, а они мусор оставляют, а продукты уносят.
Короче, мы только пачку лавашей нашли.
Здесь же выяснилась мой как завхоза по питанию большой просчет – Чай. Дело в том, что раскладка на двойку была абсолютно такой же, как до этого в тройке, я просто взяла первые девять дней, а остальные из таблички удалила. Ну и все. Сложила, посчитала продукты на девять дней. Потом в Слюдянке в супермаркете выкрикивала некие цифры, люди шли и покупали эти граммы. Так вот, чай я посчитала по такой магической формуле, что никак не могла объяснить и даже предположить, откуда и как я взяла эти цифры. И его не то чтобы приблизительно не хватало, его вообще не хватило, если бы мы не заходили в села по пути. Хорошо, Андрюха заметил, что мы пьем крепкий классный чай, да по три котла за вечер. А в тройке одна моча бледная еле заваривалась.
В награду за пищевые трудности нам выдали очень нежный закат в японском стиле.

DSCF3372 DSCF3373

А с утра — рассвет. В обычном байкальском стиле.

Река Еловка под перевалом Кедровка Кедровый
За следующий день мы прошли много километров
и подошли к пади реки Еловка. На пару дней мы ушли от Байкала и углубились в тайгу.
Потом несколько бесконечных (по 40 минут каждый) переходов шли по самой пади. По замыслу, мы должны дойти до слияния рек, откуда рукой подать до перевала Кедровый. На слиянии рек, Гена сказал, по славной сибирской традиции, как правило, находится зимовье – добротный сруб с охотниками и едой. Не буду вдаваться в подробности, ибо сама не очень понимаю, но мы шли и шли по этой пади, мимо деревянных агитплакатов с осликами, мимо зарослей малины и черной смородины, которая по вкусу была как красная.
Долго-долго шли, пока наконец рельеф окружающих зарослей не стал похож на слияние рек. И в глубине, под горой, ое! действительно, оказалось зимовье.
Это было волшебно.
На тайгу опускались сумерки. Густой темный суровый сибирский лес, заросшие мхом огромные старые ели и кедры, высокие заросли крапивы, смородины, малины. И на небольшой полянке у реки вдруг из-за угла показываются два домика. Рядом костровище с большими крюками. И тишина. И никого. Прям как в сказках.

Река Шумиха
На следующий день нам была гарантирована полудневка. Мол, пару переходов, мы снова на Байкале, где и полудневуем.
В итоге, мы шли до вечера и где был перевал точно неизвестно. Спустились на реку Шумиха, прошли ее всю, от истоков до впадения.
Прекрасная река, прекрасная смородина, прекрасный курумник и бурелом.
Один раз упала в щель между курумами. С рюкзаком. Смешно получилось.
Сегодня – самый лучший день, сегодня – битва с дураками. Ага )
В итоге, заночевали прям у впадения Шумихи в Байкал.
Здесь был еще прикол. Кто-то пошел выяснять, где лучше набирать воду: в речке или Байкале. Возвращается, и говорит, там неудобный спуск, лучше в озере набирать. Я не поняла, что за озеро. Спрашиваю, там что еще озеро есть? А устье Шумихи все в густых высоких зарослях, вполне может какая-то заводь/озеро спрятано. А оказалось, человек имел ввиду Байкал как озеро. У меня ни одной мысли не возникло об этом, да и язык не поворачивался называть Байкал озером. Здесь все было морское. Как у нас.

Бакланий камень, Колокольни, ходульные деревья, бухта Бабушка
За переход, через прижимы дошли до Бакланего камня. Небо хмурится. Ветер.

Внизу под обрывами шикарные заводи. Но плавать не хочется.
Мысы Большая и Малая Колокольня похожи на Новый Свет и его Караул-Обу.
В бухте Песчаная оч.понравились ходульные деревья. Очень хотелось побыть здесь подольше, поискать ракурс получше, чтоб половчее сфоткать.
Но мы пошли в дальше, в бухту Бабушка.
Здесь мы сварили какао. И, наконец-то, зависли часа на два, а по некоторым данным, на все три (!). Там был Фрустрационный Стул, вода, небо и воздух.
Ничего не хотелось, никуда не хотелось, это был вселенский расслабон.
Здесь мы наконец-то нашли много продуктов. И самое главное – блинную смесь.

Дневка
За переход переправились в следующую падь — Сенная, кажись.
На песочке руководящий состав посидел, подумал и объявил, что завтра в этом место будет дневка. Тем более, чисто случайно, завтра у Гены день рождения.

Ну дневка – это святое! Постирались мылом «Антипятнин», покупались. Из блинной смеси напекли оладий.
После обеда я еще поспала на песке на пляже под шум прибоя. Потом побегала по прибою.
Вообщем, с пользой провели время.

Харгино
Во время дневки приметили траверсную тропу над пляжем вдоль берега. Но по ней решили не идти, а перевалить через хребет в падь Харгино.
На это ушло три перехода.
В Харгино оказалось большое лесничество. Лесник Александр продал холодного омуля и подарил сало нерпы. Ое!

Потом шли довольно благополучно как обычно вверх-вниз траверсом и по пляжу,

а в итоге обнаружились на сыпушном склоне, где пару раз кто-то спустил приличные горбули.
Поэтому когда оказались на пляже, то почти тут же и заночевали, на мысе Черный.

Буря
Вечер был миленький. Мы встали прям на выдающемся в море мысе, чуть отойдя в лес на полянку. Съели сало нерпы. Сложно описать вкус. Эдакий рыбный жирный концентрат.

А под утро разразилась буря.
Лес шумел, трещал и стонал. У одной из палаток оторвало оттяжку. Казалось, на море такой сильный шторм, что вода докатится до нас. Андрюха сказал, что это сарма. Я вот сейчас почитала, что сарма — разновидность горной, самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Ветер вырывается из долины реки Сарма, которая впадает в залив Малое море. Скорость его превышает 40 метров в секунду. Усиление ветра до максимума наблюдается в течение первого часа. Летом ветер может внезапно начаться и закончиться, осенью сарма иногда дует целые сутки.
До Малого моря мы недошли, поэтому это была не сарма.
В это утро было как раз мое дежурство. В шесть вылезли из палатки. На море никакого шторма не было. Просто налетал ветер, по воде сразу шли огромные круги, как будто садится вертолет, или начинала виться змейка, а иногда “барашки” срывались на фонтан брызг.

Мы впечатлились и немного пригрузились видом так неожиданно разразившейся стихии. Тихо поели, тихо собрались и пошли себе своей дорогой.

По пути у нас должно было быть еще одно зимовье. Вместо него нашли летник.
Его обитатель сказал, чтоб мы ходили осторожно, у него везде типа растяжек от медведей стоят. Еще мы спросили, сколько километров до Бугульдейки. Он сказал 17 км. Мы обрадовались. А потом выяснилось, что это по льду 17 км. Очень философски, знаете ли, летом оперировать расстояниями по льду.
После экспресс-обеда навстречу нам попались мальчик с девочкой из Питера. Они уже два месяца бродят по Байкалу. Вчера-позавчера, мы так и не поняли когда, вышли из Бугульдейки. Ну как там дорога впереди, нормуль? спросили мы у детей. Нормуль! ответили дети. Только прижимы. Нет, не так. Только ПРИЖИМЫ!!!!! ТАМ ПРИЖИМЫ!!!!! ох-ё, прижимы, а тут такой ветер, и прибой, и ваще как-то холодно, и сверху льет, еще и снизу мочится. Неохота. Ну да ладно, на месте разберемся.Пошли дальше.
Уже вечерело. Мы пришли на хорошие поляны, со смородиной и у реки. Но руководящий состав, да и остальные были непротив, решили пройти прижимы сегодня. Завтра мало ли че.
А прижимы оказались фигней. Мы и покруче знавали. Мы даже не разувались. Просто надо было постоять и пропустить пару волн, а потом быстро-быстро пробежать по песочку и камням.
Почти сразу за прижимами, на Мурававьиной поляне заночевали.

Бугульдейка
Это утро было нашим последним утром на Байкале. Меня, как обычно, распихали в бок и выгнали на улицу фоткать рассвет. Солнце еще не встало. За Бугульдейкой занималась кровавая заря. У меня садились батарейки и мерзли пальцы. Бегала туда-сюда искала передний план поинтереснее. Очень здорово было, и силопридающе там было.

А потом мы пошли в Бугульдейку. DSCF3833

спасибо, что нам разрешили здесь побыть.

мы 🙂

слева направо: Надя, Ира, Паша, Оля, Гена, Майя, Леша, Андрей и Серега
на фоне Бугульдейской Сельской Библиотеки.

Еще более интересные посты по этой теме: