Боливия – Бразилия || автостоп || Бонито

Никто не мог посоветовать, что делать в Парагвайе, кроме как покупать дешевую электронику. В довершение в Санта-Крузе хост Саша из Харькова сказал, что все дороги размыты, автостопа в Парагвае не ждите. Поэтому туда мы не поехали, а решили двигать сразу в Бразилию. До самолета из Сан-Пауло осталось 3084 км и 14 дней.

Так прикипели к Лукасу, что было решили ехать с ним на автобусе, но вовремя выяснилось, что это совершенно не по пути и очень на север. Помитинговали между собой и все-таки выбрали автостоп и дорогу южнее, в Корумбу (Corumba). Слезно расстались с ребенком. Без него Боливия была бы другой.

Безымянный

День 130 // 11 февраля 2014 год // Santa Cruz – Puerto Suarez // 594 км

Саша, который родился в Харькове, но уже пол-жизни прожил в Боливиии, подсказал очень удобный и легкий выезд из города на восток: со второго транспортного кольца зеленый автобус до Котоки (Cotoca) за три боливиана. Проехали на этом пазике около 20 км в нужную сторону.

Как позже выяснилось, пропустили объездную и заехали в село.

1. Такое себе село Котока – граффити, собаки и неподалеку взлетают самолеты, напоминая о домойпорадомой

2. А еще колясницы с детьми и лошадьми, мототакси и странные нелепые машины

3. Было около десяти утра, мимо ехали только такси и очень-очень редкие частники, которые сворачивали на следующей же улице. До Сан-Пауло более двух тысяч километров, решили попить пивка. Только сели, как пошел дождь. Значит, решение было правильным.

Пили-пили, периодически выбегая помахать рукой проезжающим частникам. Некоторые из них останавливались, но не ради нас, а тоже ради пивка. Разговорились с двумя толстяками на джипе и уговорили отвезти до следующего села. Толстяки попили пива, купили пива в дорогу и поехали. Но не в село, а обратно в Котоку за бензином. Блин!

Пока они заправлялись, мы разговорились с дальнобойщиками. Они ехали к границе, в Пуэрто Суарез. Довольно легко согласились взять с собой. Быстренько перенесли рюкзаки из джипа в фуру и уехали.

4. О-у-ей, давненько не катались в фурах

5. Погода хмурится

6. а потом ничего, развиднелось

7. очень повезло – удалось поймать последнюю свободную фуру, мы обогнали две машины. Одна была холодильником, вторая – газовозом

8.  большой безавтостопный перерыв получился в Перу и Боливии, даже забавно было ехать вот так вот снова, в фуре, пустая дорога бежит впереди, из-за горизонта вырастают горы

9. отжала у ребенка-Лукаса очки и шапочку

10. проезжали мимо Чуфут-Кале

11. мы с Изусом спали, Лена отметила рутину жизни дальнобойщика: он клал в рот коку, жевал ее, сплевывал, потом запивал компотом, потом ел печеньку, потом снова клал в рот коку и дальше по кругу

Фура была без груза, водитель постоянно гнал на скорости 100-км-в-час, не притормаживая на поворотах. Но из-за того, что периодически попивал компот, также периодически останавливался на пописать. Поэтому до Пуэрто Суарез добрались только к пол-восьмого вечера, когда пограничники уже легли спать.

Распрощались с дальнобойщиками и пошли в сторону таможни, надеясь, найти там ночлег, как в прошлый раз. По дороги пристал продавец чопперов Дэвид, который до этого восемь лет работал в Лондоне и дружил с украинскими женщинами. Дэвид подсказал дешевую забегаловку, купил бутылку холодной колы и даже предложил некую комнату на переночевать. Такой прилив щедрости нас немного испугал, и, поблагодарив, все же отправились на таможню.

Боливианские таможенники, в отличие от перуанских, не увлекаются Советским Союзом, поэтому особого гостеприимства не оказали. Хотя разрешили поставить палатку на втором этаже. Спросили про душ, сеньоры показали на другое строение, которое нам в итоге больше понравилось, поэтому решили все-таки ночевать там.

12. лучший хостел – “Таможня Боливии”

Душ был холодный и грязный, но после дня в фуре и на 30-градусной жары это было уже неважно, а даже замечательно, что по крайней мере нашлось хоть это.
Если в Санта-Крузе казалось, что сейчас конец мая в Крыму, первая в сезоне Умка в «ЗП», а возле СГГА цветут каштаны, то каких-то 500 км на восток и наступил удушающий август, море как моча и хочется спать в ванной. Так что из душа выходить не хотелось, верхний тент на палатку устанавливать не стали.

День 131 // 12 февраля // Puerto Suarez – Corumba – Miranda // 209 км
Перед сном выяснилось, что ночуем мы уже не на таможне, а в каком-то непонятном строении, за которое отвечает мужчина с усами. Усач попросил освободить помещение в шесть тридцать утра. Я поставила будильник на шесть, но за ночь из-за близости к границе телефон разволновался и самостоятельно перевел время на бразильский часовой пояс, на час раньше. Поэтому проснулись мы в шесть по Бразилии, то есть в пять утра по Боливии. Поняли это не сразу.

Граница открывается в восемь, мы совершенно не спешили.

Позавтракали каким-то богомерзским завтраком, поняв, что в Боливии никогда не завтракали на улице, всегда сами готовили или пропускали в честь обеда на рынке.

Девочки поменяли оставшиеся боливианы на бразильские риалы и мы пошли к границе.

13. А там за это время собралась приличная очередь. Ждали около получаса.
SAM_6936

фото Изуса

14. на нейтральной территории

Потом еще столько же постояли на бразильской стороне.

В итоге, освободились от всех процедур около 10 утра. И вот мы снова в Бразилии. Кажется, в прошлом веке были тут в последний раз, а на самом деле, всего 105 дней назад, 30 октября.

15. Сели в тенечке, распили по последней бразильской Pacena за возвращение.

Попробовали параллельно стопить, но, как прокричали проезжающие водители, тут слишком рядом таксисты, стопить нелепо.

Ладно, зануды, пошли вперед. Только добрались до следующей тени, только скинули рюкзаки, как Изус остановила пикап с семейной боливийской парой, которые спешили в Корумбу забрать ребенка из школы. Корумба начиналась прямо от границы, поэтому дольше мы кружили по улицам в поисках подходящего места для расставания, чем, на самом деле, ехали.

Расстались на заправке почти в центре города. Сходили на заправку – и вот она радость цивилизации – вода в кране и бумага в туалете! В Боливии я не сразу, к примеру, догадалась, почему в общественных туалетах все свободное пространство заставлено метровыми бочками с водой. Оказалось – полное самообслуживание.

Делать нечего, обмазались солнцезащитным кремом, вскинули рюкзаки и пошли по улице в сторону Кампо Гранже (Campo Grande).

Сколько идти до выхода из города, непонятно, пробуем периодически стопить на ходу, но добропожаловать в Бразилию, автостоп вялый.
Наконец-то, дошли до тенька, где легли поспать, все равно ничего не останавливается. Проснулись минут через сорок, жара не спала, машины не остановились, пошли еще вперед.

И тут мы встретили первых Добрых Людей. С противоположной стороны улицы из автомастерской мне кокосом помахал мужчина – мол, хотите кокосов. А мне то что?! Про халяву я тут уже сто раз писала. Перешли через дорогу и отведали молока из свежих кокосов автомастерской.

Потом встретили вторых Добрых Людей. Не успели распрощаться с кокосовыми мужчинами и пройти пару метров, как из-за угла автомастерской помахал рукой другой человек. Вернее, в руке у него была тарелка с едой, которой он и помахал. Я подошла поближе и, наверно, чересчур быстро и нагло согласилась на еду, которой оказался рис с мясом.

16. еда двумя руками

17. кормилец идет

На прощание обменяли нашу бутылку с уже потеплевшей водой на его бутылку с куском льда внутри.

Добрый Человек подсказал, что в 200 метрах находится заправка и стоянка фур. Так и оказалось, только все дальнобойщики прохлождались в тени в ожидании то ли груза, то ли спада дневной жары. Вообщем, никто никуда ехать не собирался.

Мы же бодро перешли перекресток и прошли еще немного. Постопили там, увидели следующий перекресток впереди, откуда изредка выезжали грузовики, дошли до туда. Постопили там, и опять легли спать в тени, потому что все равно ничего не происходило.

Иногда стопили по очереди, иногда спали. В один из таких промежутков стопа на другой стороне дороги остановилась машина и из нее вышла девочка. Я даже сначала не поняла, что она хочет, подумала, что, может, дорогу спрашивает. Оказалось, нет. Она предлагала подвезти нас! Так мы встретили третьих Добрых Людей.

18. Мальчик и девочка, подростки, наверно, просто катались в рабочее время. Не знаю, чем мотивировались, но в итоге провезли нас на 40 км вперед. До очередной заправки PetroBras.

Там оказался вай-фай и мы уже совсем никуда не спешили. Поели, поторчали в интернете, посмеялись с работниками заправки. Часа три прошло, наверно.

Периодически на заправке останавливались фуры, но из-за полиции они не хотели брать троих, только двоих или одного. В конце концов нашлись две небольших фуры-холодильника, которые ехали в Кампо Гранже и согласились взять всех троих, если мы разделимся. Вместе мы можем проехать только 170 км до Миранды, но и то неплохо.

Но пока дальнобойщики купались в душе, я договорилась с совершенно другой фурой о том, чтоб уехать всем троим вместе, не разделяясь прямо сейчас. Этот водитель оказался очередным Добрым Человеком сегодняшнего дня. Еще и высоким, с мускулами и добрыми глазами. Купил холодной колы и сырных булочек. Наши сердца не выдержали, и в Миранда решили не выходить, а ехать до следующего города под названием Анастасио, где и сворачивать в сторону Бонито.

19. в фуре

Уже стемнело, наконец-то, немного похолодало. Распрощались на развязке на въезде в Анастасио. Расстались у каких-то магазинов-наливаек. Спросили, можно ли тут ставить палатку. Нам махнули рукой в сторону раскидистых деревьев, мол, ставьте под ними.
Изус озабочено спросила:
– а если ночью пойдет дождь?!
Мужчина заверили, что дождя не будет, а потом Лена слышала, как он пересказывал наш разговор сидящему за столиком мужчине и они вместе долго ржали. Как потом мы поняли, тут, видимо, уже настолько давно не было дождя, что даже само предположение о ночных внезапных ливнях кажется абсурдным.

Но несмотря на юмор работников магазина и шаманские предсказания дождя, место под палатку нам не понравилось. Вдали виднелись зеленые огни Петробраса – пошли туда.

Причем, сначала мы сходили с Изой на разведку, оставив Лену с рюкзаками. Распрашиваем заправочных мужчин про жизнь:
– А можно пользоваться душем?
– Три!
Иза мне:
– Как он узнал, что нас трое?
На что мужчина добавляет:
– Три риала.

В итоге, сходили за Леной и рюкзаками. Начали обустраивать быт. Иза пошла заряжать телефон, где подружилась с местными работниками. В итоге прибежала с криком, что от Анастасио до Бонито грунтовая дорога, по которой никто не ездит. Все едут через Миранду. И вот прямо сейчас в Миранду идет фура, которая нас согласна забрать.

Решили ехать.

Прямо сейчас в Миранду фура не шла. Водитель Тиаго пошел принимать душ. Мы пошли пить чай, где встретили последнего на сегодняшний день Доброго Человека. Работник столовой был не только не против нашего личного чая и Изиной личной еды, но и сам налил кипятка в кружки, принес все на подносе, а потом мы обнаружили, что чайные пакетики заботливо привязаны к ручкам кружек, чтоб не утонули. Как заметила Изус, такого для нее еще ни один мужчина не делал. В итоге, Тиаго еще пришлось ждать, пока мы начаевничаемся.
Через час вернулись обратно в Миранду. Долго выбирать между заправками не стали, остались ночевать на первой попавшейся. Было уже около 11 вечера.

20. лучший хостел-2 “Заправка”

День 132 // 13 февраля // Miranda – Bonito // 130 км
Ночью нас съели комары и загрызли мошки. Я поставила будильник на семь, но потом отключила совсем и мы выспались. За ночь все фуры разъехались, мы остались в одиночестве. Поэтому когда собирали палатку и паковались, немало развлекли остальных обитателей заправки.

Нам-то что, приняли душ, позавтракали, попили кофе – красота! Несмотря на то, что было около девяти часов утра, жара еще не наступила. Небо было немного затянуто тучами, изредка налетал ветерок. Говорю ж, красота!

21. Около десяти пошли на развязку до Бонито.

Бонито находится в 130 км на юг от нашего пути до Сан-Пауло. Об этом местечке случайно узнали от Саши, а мистер Гугл выдал просто сказочные фоточки. И это придало хоть какой-то смысл нашему продвижению на восток. Поэтому несмотря на вялость бразильского автостопа, упрямо решили ехать на туда.

Прошли километр до развязки, потом еще несколько сот метров до тени, где и зависли. На этот раз банально из-за отсутствия машин. Те редкие, что проезжали, заворачивали в Миранду.

22. в небе начали кружиться стервятники

23. болота Пантанала

От скуки начали учить португальский с приложения в моем телефоне. Помнится, когда переехали из Бразилии в Аргентину в первый раз, то не заметили почти никакой разницы между языками и очень удивлялись, когда жители Аргентины или Уругвая, рассказывая о своем первом посещении Бразилии, жаловались, что не могли понять ни слова. Как же, это ж как украинский и русский, что тут сложного, все понятно. Но на этот раз, оказалось, что за четыре месяца мы довольно неплохо нахватались испанского, и сейчас очень сложно переключиться с «грасиас» на «обригадо». Изе кажется, что все говорят по-китайски, а мне слышится немецкий.

23. Случайно застопили грузовичок до Миранды. Хотя с самого начали знали, что он провезет нас не дальше 500 метров, устоять было невозможно.

Развязку проехали, село тоже, дальше все машины должны быть «прямыми».

24. За селом протекала река, а дорога круто поворачивала

24. На повороте помахали рукой фуре и о!чудо услышали, как заскипели тормоза и фура остановилась далеко за поворотом

На пол-пути начался дождь. Вот удача! Два дня умирали от жары, а тут только собрались на озеро-пляж, загорать и разлогаться, как пошел дождь. Но до Бонито еще далеко, может, пройдет полосой.

Через 60 км в районе Бодокены фура сворачивала на цементный завод. По доброте дальнобойщик довез нас до заправке, не оставляя на обочине под дождем.

На заправке по-прежнему шел ливень. Попросили кипятку, заварили чай. Пока ждали воду, немного поговорили про Украину с неким скучающим мужчиной. Я думала, что это один из работников заправки.

Оказалось, дальнобойщик, который, починив машину, сам пригласил нас внутрь. Он ехал в Парагвай через Бониту. Нам ли быть в печали.
Около четырех часов дня прибыли в село.

Это оказалось супертуристическое место, про которое, как обычно, мы ничего не знали. И уже на месте с сожалением выяснили, что все красоты раскиданы по окрестностям и стоят немалых денег.

Нашли в туристическом центре вай-фай, засели там. Вышли, когда турцентр закрылся, так и не определившись, что делать дальше. Еда вдохновляет, поэтому пошли искать кафешку.

Нашли недалеко с главной площадью пирожковую. Заказав по пирожку (pastela), разговорили с двумя мальчиками-иностранцами. И как-то между прочим напросились к ним на каучсерфинг.

Мальчики поехали на велосипедах домой, ждать нас. А мы пошли за рюкзаками на заправку. Внезапно начался 10-минутный ливень, а потом выглянула двойная радуга. Чудеса!

25. на главной площади пгт Бонито под радугой

До Сан-Пауло осталось около полутора тысяч километров.
UPD заглавной фоточки: не 2084 км, а 3084 – это Гугл Боливии не дружит с Гуглом Бразилии

Еще более интересные посты по этой теме: