Крым || таврские ящики || Бешуйские угольные копи

1

за три дня удалось: побродить среди гробов тавров, полазить в угольных копях, потрогать снег, набрать и сбросить километр высоты, замерзнуть, обгореть на солнце, увидеть море и не попасться на глаза лесникам.

Таврские ящике на склоне Япалах

маршрут первого дня: пос.Научный – р.Марта – хр.Славенский – г.Япалах – г.Копар – г.Бешуй-шор – г.Агман

В 8:40 утра от автостанции Западной (Симферополь) отходит автобус на Научный. В кассу уже не успеваю, поэтому покупаю билет у водителя. По пути звонит Антон с сообщением, что они успели на предыдущий автобус, будут ждать меня прямо в поселке.

Встретившись, идем на юго-восток в сторону реки Марта.

1. Доходим до памятника на месте первого построения боевого партизанского отряда
xG3PwTq9wYQ

фото Славика

От памятника погибшему командиру Сизова того боевого партизанского отряда начинается заповедник, и мы сворачиваем с дороги и начинаем подъем по склону хребта Славичей.

 

2. На вершине Япалах установлен мощный треангулятор

Начинает моросить дождь, серый лес становится черно-белым.

С вершины спускаемся, внимательно смотря по сторонам в поисках знаменитых Таврских Ящиков – каменных могил тавров, живших в Крыму в 6 веке до нашей эры – первом веке нашей.

3. Находим каменные мегалиты ниже по склону

фото Антона

“Ящики” найдены во многих местах Южного берега и Главной гряды Крымских гор. Известны могильники, состоящие из нескольких погребальных сооружений, другие представляют собой десятки таких ящиков, расположенных рядами.

Классический таврский каменный ящик состоит из четырёх вкопанных в землю плит, образующих его стенки. Сверху он покрыт пятой плитой. Очень часто каждая стенка ящика состояла из нескольких подогнанных друг к другу камней. Каменный ящик средних размеров имеет более метра в длину, метр в ширину и около метра в высоту. Зачастую они окружены вымостками или оградками из поставленных на ребро камней.

Практически все таврские могильники разграблены, но сохранившиеся останки позволяют утверждать, что каждый ящик использовался для многократных погребений. Умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя лишь черепа, и продолжали хоронить. В одном из погребений Мал-Муза в Байдарской долине обнаружено 68 черепов, в других — тоже по десятку. Вероятно, каждое погребальное сооружение служило родовой или семейной усыпальницей.

4. видно место “подгона” плит

5. Мы находим около десятка ящиков, плиты-крышки почти у всех лежат отдельно

От ящиков выходим к оленьим кормушкам и загонам, а потом – на наезженную дорогу, где, как сказал Антон, очень возможно, что могут проехать лесники. Мы и до этого не плелись, а тут почти бежим.

В сумерках доходим до Бешуй-Шора, где находятся угольные копи. По темноте шахты искать не решаемся, вместо этого выбираем место под палатку.

Под непрекращающимся дождиком быстро разводим костер и ставим палатку.

Бешуйские угольные копи

маршрут второго дня: р.Кача – Тимер-Бек – ск. Саурка – г. Демир-Капу – г. Кемаль-Эгерек – т/с Кемаль

Будильник звенит в 6:30 утра. За окном светит солнце.

6. Славик находит в реке кусок рельсы – это означает, что угольные копи близко, ведь добычу вывозили по узкоколейке

Угольные копи Бешуй-Шора находятся почти сразу, чуть ниже по течению реки

7. вход
Крым Бешуйские угольные копи || yo-klmn.ru

Бешуйские копи начали строить по распоряжению барона Петра Врангеля для снабжения Крыма углём. До этого здесь уже добывался уголь в незначительных количествах.

О том, что в Крыму, в частности в районе Балаклавы есть каменный уголь, впервые сообщил ученый академик П.Паллас. Промышленные же залежи угля были обнаружены в 1881 году П.Давыдовым на северном склоне горы Бешуй, что в долине Качи.

Уголь Бешуйского месторождения образовался в среднеюрских сланцеватых глинах три пласта общей мощностью до 3-3,5 метра. Он относится к газовым углям. Качественные показатели угля невысокие. Он имеет большую зольность (от 14 до 55%), сравнительно низкую удельную теплоту сгорания (от 14,7 до 21,84 МДж/кг) и горит коптящим пламенем. Но для Крыма в условиях полной изоляции от Донбасса это был шанс.

Как видно из записей Врангеля, железную дорогу Бешуй – Сюрень так при нём и не построили. Этому помешали красные, зелёные. Повстанцев на тот момент возглавлял А.Мокроусов, который руководил затем и партизанами Крыма в борьбе против фашистов. После ухода Врангеля из Крыма перед красными возникла та же проблема с углём. Проблема состояла не только в возобновлении добычи угля, но больше в его вывозе. С этой целью Крымский ревком в 1920 году возобновил строительные работы на железнодорожной ветке, соединявшей станцию Сюрень с Бешуйскими копями.

Спустя четыре месяца, железнодорожная ветка вошла в строй. Так у пятигорбой горы Бешуй вырос небольшой славянский посёлок шахтёров под названием Шахты. Среди окружавшего его татарского населения соседних деревень у него было название Чаир, что в переводе с татарского сад. Шахтёры и впрямь вокруг своих домов разбили прекрасные сады в лесу.

После возращения Советской власти Бешуйские копи были снова восстановлены и снова давали тепло Крыму вплоть до 1949 года, когда добыча угля была прекращена из-за нерентабельности шахт, а жители переселены в другие районы Крыма.

8. внутри шахты можно стоять в полный рост
Крым Бешуйские угольные копи || yo-klmn.ru

9. сохранилась деревянная кладка, в разные стороны ведет множество ходов, которые частично завалены и труднопроходимы
Крым Бешуйские угольные копи || yo-klmn.ru

9. крымский уголь
Крым Бешуйские угольные копи || yo-klmn.ru

Подъем на яйлу

Антон говорит, что хозяйские постройки находятся еще ниже по течению реки, терять высоту не хочется, поэтому туда уже не спускаемся. Вместо этого начинаем карабкаться вверх

10. Места партизанские – сохранились стенки огневых точек или наблюдательных постов

11. Переваливаем через хребет и спускаемся на Качу, не такую уж и полноводную, как могло быть в это время года

12. С Качи снова лезем наверх, как полагаем, на хребет Темир-Бек

В этом районе красивые вершины хребтов – без подлеска, голые травянистые склоны и деревья с криворукими ветками

13. Неожиданно находим партизанскую кровать

14. Открывается вид на Роман-Кош

Вовремя Антон понимает, что сильно взяли влево, а Темир-Бек – перед нами, надо снова спускаться к реке, и потом набирать высоту.

У реки обедаем: варим на горелке чай. Около трех часов дня вылезаем к скалам Саурка под Демир-Капу.

15. Басман и далеко-далеко вчерашнее Научное

16.Обе Чучели

17. Славик поднимается первым и успевает сфотографировать муфлона
Wl_NFlUgo60

фото Славика

18. Вид на Кемаль, где у нас сегодня ночевка по плану

19. Опять Басман

20. Выходим на яйлу

21. С юга наползает “обезьяна”

 

22. На вершине Кемаля

Стоянка под Кемалем славится двумя недостатками: ветром и отсутствием дров. С последнего раза, как я тут ночевала, ничего не поменялось. 

Чуть позже ветер разгоняет все тучи, и открывается небо, полное звезд.

Руслами Каспаны, Стили и Манаготры

Маршрут третьего дня: р. Каспана- р.Стиля – р. Манаготра – с. Счастливое

Утром ветер не стихает. Решаем завтрак здесь не затевать, а спуститься вниз к Каспане, где и поесть.

23. Каспана оказывается полноводнее вчерашней Качи

24. Доходим до газовой просеки с нависающими скалами Яманташа

Дорога оказывается разъезжена трактором, идем по сокращенному пути, проходим в брод Стилю и на опушке с видом на Яманташ и Биюк-Таушан делаем привал.

25. Яманташ, долина Стили и Биюк-Таушан

Чем ближе к Счастливенскому водохранилищу, тем отвратительней становится дорога. 

26. Около трех часов дня доходим до Счастливого
vtbb3B5LdQw

фото Славика

Подходим совершенно не вовремя. Единственный работающий магазин на замок как раз закрывает усатый мужчина с двумя бутылками водки.

– зачем вы закрываете?
– обеденный перерыв
– а когда будет автобус?
– куда?
– куда угодно!
– в пять часов.

Вот так оказывается, что надо ждать два часа. Переодевшись, решаем пойти на окраину села поавтостопить. В итоге, уходим далеко за село, когда навстречу проезжает школьный автобус, с которым жестами договориваемся о проезде. Но поскольку автобус едет в другую сторону, то продолжаем путь, ожидая, когда он нас обгонит.

Возле турстоянки “Зеленый кордон” (кхм, чет я не уверена на счет названия) я останавливаю татарского паренька на легковушке. Под милую болтовню (он нас даже пригласил на водопады летом в гости) быстро домчались до Аромата.

Через 20 минут приходит Соколиновский автобус. Доезжаем до Бахчисарая. Ребята остаются ждать автобус до Северной стороны Севастополя, а я сразу уезжаю в Симферополь.

Еще более интересные посты по этой теме:

2 Comments

  1. Pingback: скифское укрепление Золотое Ярмо - таврские ящики - каменные грибы в Ивановой балке | ЁКЛМН

  2. Pingback: Buy viagra in us

Добавить комментарий

Либо можно войти через: