ИНТЕРВЬЮ ПО ПЯТНИЦАМ || Как объехать с ребенком максимум стран с минимум средств

Решила расширить возможности этого сайта и избавить вас от необходимости читать только мои опусы. Поэтому теперь каждую пятницу (постараюсь сделать это регулярным!) на Ё!КЛМН будет выходить интервью с интересными необычными родителями. Надеюсь, их ответы вдохновят на путешествия с вашими малышами, развеют сомнения и помогут с решением возможных трудностей в будущих поездках.

С радостью и гордостью представляю первую героиню новой рубрики – жительницу Москвы, экономического журналиста и начинающего юриста Наталию Еремину. Девушка – отчаянная путешественница, объездившая более 60 стран мира, теперь берет с собой свою очаровательную дочку. Маленькая Анечка к двум годам уже побывала в в Абхазии, Франции, Испании, Венгрии, Украине, Молдавии. Обо всем этом Наташа подробно пишет у себя в блоге.

Аня и мама Наташа в Крыму. Фото из архива Н.Ереминой

– Детей решились завести только к 30 годам после того, как реализовали наш с мужем многолетний план – годовое путешествие по Южной Америке, результатом которого, в частности, стало создание путеводителя на русском языке по этому региону.

– Представь, пожалуйста, Аню.
– Рассказывать о своем ребенке всякая мама может бесконечно. Скажу лишь в общих чертах о нескольких существенных моментах. Аня такая непоседа, что даже на свет появилась раньше срока в тот момент, когда ее мама собиралась на очередную тренировку для беременных в бассейн. Но вместо этого пришлось ехать в роддом. Врачи совещались, стоит ли ставить ребенку диагноз «недоношенный», если она появилась в конце 36 недели? Решили, что раз по весу и росту все нормально, то не стоит. Аня никогда не сидит на месте: ни в поезде, ни в автобусе, ни в самолете… У нас с ней вечные сражения за несколько минут спокойствия. Так что активно осматриваем мир вокруг: все крючки в поездах, ломаем все выданные столовые приборы в самолете и поднимаем-опускаем шторки иллюминатора в самолетах, проверяя их на прочность. Недавно была ужасная ситуация: мы пошли в самолет Ту-114 в Монино, а Аня там нашла подушку для увлажнения воздуха и никак не отдавала, когда стали отнимать ее перед выходом на трап, подушка разлетелась. Хорошо, что музейные работники вошли в ситуацию, но в целом ребенок у нас типа исследователь-варвар.
Аня – отъявленная болтушка. Когда ей исполнился год, во время нашего путешествиях во Франции начала разговаривать с официантами, посудомоечными машинами, вести диалоги с поездами… Сейчас в два года и 3 месяца она постоянно с кем-то знакомится и играет. Аня большая фантазерка, причем свои фантазии воплощает на пустом месте: наденет ведро или шапку на голову и воображает себя Красной Шапочкой, а вместо пирожков собирает цветочки. Временами она очень вредная и консервативная: пожалуйста, одень ей ее любимое платье, посади на определенное место в поезде… Но я давно привыкла преодолевать ее консерватизм.

– Теперь опиши более подробно свой туристический опыт к моменту рождения ребенка. Каким образом твоя семья предпочитает путешествовать?
– К этому времени я изъездила порядка 60 стран. Самостоятельно путешествовать начала еще в студенческие годы: с подружками на первые заработанные гонорары мотались в близлежащие города, заселялись в гостиницы, а потом шли изучать меню в монастырскую трапезную, прочесывать музеи и местные храмы, обсуждая особенности рядов икон. В 20 лет, отпросившись с первой полуофициальной работы на два месяца в отпуск, поехали с подружкой автостопом в Европу. Денег было немного, и мы не всегда распоряжались ими рационально: то в кафе ели мюнхенские колбаски, то пили итальянский кофе с круассанами, то ходили в дорогие музеи, иногда даже в кемпингах с бассейнами ночевали. Навсегда запомнились также «романтические» ночевки на вокзале в Венеции, в огороде Флоренции, когда всю ночь мы боялись прихода хозяина участка, в пещере в центре городского парка Зальцбурга и прочие разные «хитрости» выживания автостопщиков в больших городах…
Потом мы стали лучше зарабатывать, да и международные клубы для путешественников стали активно развиваться, позволив через Интернет искать ночлег по всему миру и приглашать к себе в гости. Реальность стала более комфортной.

– Насколько изменились ваши с мужем путешествия с рождением Ани?
– Наша семья любит путешествовать разными способами, не загоняя себя в строго определенный формат: к примеру, когда возвращались с горы Говерла на Украине, даже проехали втроем автостопом. Водитель остановленного УАЗика погрузил нашу коляску-трость внутрь машины, даже не складывая ее. Но после того, как ребенок нашел пластилин и стал обклеивать им салон, все время и так находясь на грани истерики, мы автостопом с Аней почти не ездим, чтобы не причинять беспокойства другим людям и не наносить ущерб их имуществу. Правда, за год до этого перевозили ее в слинге автостопом в Крыму, никаких проблем не испытывая. Но в целом, на мой взгляд, совсем нестандартные варианты путешествий с ребенком сложны для всех участников процесса, и не факт, что имеют смысл.
Помимо этого, с рождением Ани приходится часто таскать с собой больше шмоток: коляска, эрго-рюкзак, причем этого все равно может быть мало. Например, из-за того, что у нас не было специального треккингового рюкзака для ребенка, мы не смогли забраться на гору Говерла в Карпатах.

подъем на Говерлу. Фото из архива Н.Ереминой

Кроме этого, приходится чаще и детальнее многое продумывать, что раньше делать было не обязательно. Спонтанности стало меньше.
Банально, но денег нужно существенно больше на путешествие. А вдруг друзья, к которым мы едем, уедут или что-то еще случится? Так что нужны запасные деньги на гостиницу и прочее. Часто приходится покупать и искать специальное питание для ребенка.
Реже стали ездить все вместе: мы с Аней, например, летим на самолете, а муж едет на поезде или автостопом, и потом встречаемся. Или мы с Аней проходим только часть маршрута: например, посещаем только Будапешт, а муж едет дальше в Словению. Муж иногда уезжает надолго в соло-путешествие, оставив нас вдвоем в Москве. И мне не всегда эта ситуация кажется правильной, потому что мои городские активности страдают, а ломиться с Аней в жесткое мужское путешествие невозможно: к примеру, в нецивилизованной Африке я не представляю, как обеспечить комфортный уровень жизни для ребенка. Мне банально страшно за дочку.
При этом, мне не хочется исключать Аню из нашей путешественнической жизни, так же, как и не хочется менять формат поездок только на пляжный отдых, который в большом количестве я не особо люблю.

Действительно, многое усложняется с появлением ребенка. Но для меня это не причина грустить слишком сильно: Аня дарит огромное счастье, с ней также возможно куча форматов для путешествий, кроме того, всегда найдутся люди, которые помогут вам в поездке с ребенком и вдохновят на новые подвиги. Так что, несмотря ни на что, я очень надеюсь еще завести детей.

– Расскажи о туристической «карьере» дочки.
– Когда Ани было 2,5 месяца, мы всей семьей ездили в Сочи и Абхазию, где ночевали в палатке с друзьями, в 6 месяцев Ани путешествовали всей семьей по Крыму.

в лесах Абхазии. Фото из архива Н.Ереминой
в Крыму. Фото из архива Н.Ереминой

Когда ребенку было 7 месяцев, я с ней, родственниками мужа и их детьми выезжала в Испанию, в Валенсию. В 10 месяцев Ани ездили в Париж и на горнолыжные курорты Франции с сестрой мужа, ее двумя детьми и свекровью.

В парижском отеле. Фото из архива Н.Ереминой

На Анин год всей семьей ездили в Венгрию. Когда ребенку было год и три месяца, а также когда исполнилось полтора года, дважды ездили всей семьей на Украину с заездом в Молдавию и Приднестровье.
Предпринимали короткие поездки втроем в Питер, Сергиев Посад и прочие близлежащие места… их я тут даже не особо считаю. Такие же поездки, например, я и с друзьями регулярно предпринимаю с маленькой Анечкой. Они всегда были, есть и, надеюсь, будут.
Последние полгода у нас с Аней путешественнический застой: папа иногда выезжает ненадолго, а мы ждем, когда и куда сможем поехать всей семьей. Планов много на это лето.

– Путешествие само по себе полно приключений, а когда едешь с ребенком, все становится особенно незабываемым. Какие приключения из поездок с Аней приходят тебе в голову в первую очередь?
– Легко приехать с ребенком на одно место и тусить в окрестностях. Так было в Венгрии, где мы жили в гостеприимной семье с детьми, так что дома была инфраструктура, необходимая для ребенка, а в Будапеште и других городах мы попеременно с мужем были заняты. Так что не очень уставали. Кроме того, летали туда и обратно самолетам.

в гостях у венгерской семьи. Фото из архива Н.Ереминой
в метро в Будапеште. Фото из архива Н.Ереминой

Однако, только написав это, я с ужасом вспомнила, как мы с Аней вдвоем возвращались в Москву, оставив мужа путешествовать в одиночку дальше в Словению. Мы расстались с ним вечером на вокзале, откуда я с Аней поехала через весь Будапешт на трех ночных автобусах в аэропорт (ребенок, к счастью, уснул в коляске) на рейс в 5 утра. Находясь одной со спящим ребенком, я не могла позволить себе заснуть, поэтому глушила кока-колу. В два часа ночи дочка проснулась и начала «гулять», так что, когда в 3.30 мы, наконец, прошли контроль и добрались до детской игровой комнаты, это было большим для меня счастьем. Ребенок тогда находился на грудном вскармливании, так что кока-кола вылилась мне боком. Аня стала настолько активна, что перестала быть управляемой. Но что было делать, как не пить энергетик, чтобы просто не вырубиться, я не знала.
Относительно легко было с Аней в Испании. Родственники мужа сняли там апартаменты, и у нас была и комната своя, и кухня для готовки, и море рядом, и детский бассейн…Поскольку я летела одна с Аней и добиралась от аэропорта до места назначения одна, то не взяла с собой коляску, только эрго-рюкзак. Дело в том, что тогда ребенок в коляске мог только спать, а гулять соглашался лишь в эрго-рюкзаке. В результате, когда мы вдвоем с Аней гуляли, и она засыпала в рюкзаке, я с завистью смотрела на море, не имея возможности купаться. Также и когда мы гуляли по Валенсии, то я ужасно уставала все время носить ее на себе. Хотелось посмотреть город и купить обновки, но не всегда это было возможно. Мне помогали короткие остановки, а также добрые испанцы, которые, пока я мерила распродажные туфли, носили ребенка (Аня не ходила тогда и не сидела).
Легко было и во Франции, когда мы приехали в наши апартаменты около горнолыжного курорта. Хотя и сложно временами: нас было три женщины и три ребенка, один из которых – Аня – еще не ходила. У нас тогда были и лыжи, и сноуборды, и ботинки, и детские переноски, и шмотки, и полностью отсутствовали мужчины в нашей компании… Да и денег на такси не было, как раз евро взлетел до высот. К сожалению, инфраструктура в больших городах типа Парижа для путешествий с детьми ужасная. Часто нет ни пандусов, да и лифты не работают, мы передвигались на короткие дистанции и часто отдыхали.

передвижение по Франции. Фото из архива Н.Ереминой
мост Искусств в Париже. Фото из архива Н.Ереминой

С ужасом вспоминаю два момента из путешествия по Франции. Родственники улетели, а мы с Аней остались на сутки одни в Париже. Я умудрилась отравиться кокосовым молоком и не знала, что делать завтра с ребенком, как добраться до аэропорта, как самой вообще встать с колен и что будет, если меня увезут в больницу. К счастью, к утру отошла.
Другой сложный момент – это наш с Аней полет из Парижа в Москву с ночной пересадкой в сербском Белграде. Я была опять одна с ребенком, и было глупо ехать ночевать в гостиницу, учитывая, что в 4 утра надо опять возвращаться в аэропорт. Будь я без Ани, залегла бы на лавочке, завернулась в спальник, и не было бы проблем. А ребенок не может вот так вот запросто уснуть при горящем свете, так что я с ужасом готовилась к страшной истерике… Но тут я нашла в транзитной зоне аэропорта открытую детскую комнату с диванами, кухней, игрушками!!! Обычно, как назло, эти комнаты на ночь закрывают. Мы с Аней просто от счастья прыгали. Ребенок, как туда попал, сразу успокоился. Мы там и поспали отлично, а в 5 утра прошли на рейс на Москву. Мое везение на этом не закончилось: рядом в самолете сел какой-то знаменитый путешественник, который летел с далеких островов уже с третьей пересадкой, и к тому же он был отец, поэтому понимающе отворачивался, когда я кормила ребенка, играл с Аней… Кроме этого, мы интересно поговорили его опыт отцовства и путешествий.

Детская комната в аэропорту в Белграде. Фото из архива Н.Ереминой

– Аня-путешественница – это кто?
– Аня любит море и воду, любит купаться, любит музеи и знакомиться с новыми людьми. Как-то в Париже закадрила очень модного юного француза в гетрах, суперпрической, я ей позавидовала даже. В музеях Аня изучает новые слова: большая часть ее лексикона пополнилась именно там, а также во всяких океанариумах и прочее. Аня любит кафе. Поскольку в путешествиях мы часто едим не дома, для Ани это большое счастье: она забегает в забегаловки со словами «кафе-кафе»! Иногда в дорогие, и я оттуда ее с трудом утаскиваю.

– Как путешествия изменили ребенка? Поездки влияют на развитие?
– Сложно сделать тут однозначный вывод: ребенок все время развивается, и из каждой поездки привозит что-то новое. Да это в целом происходит и в Москве. Думаю, что в путешествиях благодаря обилию впечатлений и новой информации в большинстве случаев счастливы ее родители (что при домоседской жизни не всегда бывает), то и ребенок счастливее.

Мне лично в путешествиях с ребенком легче в целом, поскольку без моих потуг с изучением нового, ребенок изучает новое, просто увидев его, потрогав, побегав… Ну и я что-то новое смотрю, а не «тухну» в четырех стенах. Потом мы можем вечером обсуждать новое, увиденное, появляется больше общих тем, становится ощутимее близость с ребенком…

При этом, в Москве каждый поход на выставку или на занятие тоже влияют на ребенка, так что не могу сказать, что путешествие – универсальный рецепт развития ребенка.

– Ты упомянула, что в поездках питаетесь в общественных местах. Расскажи подробнее.
– Пока ребенок был на грудном вскармливании, проблем вообще не было никаких. Разве что воду покупали. После года стали заходить часто в кафе, готовить в гостях и на костре пищу. Ребенок у меня не аллергик, так что больших проблем не было. Трудности только одни – это финансы. Если в России, на Украине, в Молдавии или Венгрии есть в кафе не очень дорого, то в Западной Европе это просто разорение. Постоянное хождение в кафе во Франции убьет любой бюджет, но у нас были апартаменты с кухней, так что готовили преимущественно там. Для мам аллергиков все гораздо сложнее. И в кафе запросто не сходишь, да и детское питание в той же Европе и в России очень разное по составу.

– Наташа, ты говорила, что останавливались с Аней на ночлег в гостиницах и у незнакомых людей, списавшись с ними через Интернет-клубы гостеприимства. Расскажи об этом опыте.
– Да, многие члены клуба гостеприимства (к примеру, couchsurfing.org), узнав, что мы путешествуем с ребенком, специально приглашают к себе, потому что считается, что туристам без детей легче найти ночлег, да и в целом проще передвигаться по другим странам. К тому же «детному» человеку часто предлагают более комфортные условия, а не «вписку» на полу.

– Твои лайфхаки в путешествиях с ребенком.
– Их много. Например, я знаю тысячу способов сыграть сказку и сделать игрушку из подручных материалов в самолете. Я представляю, в каких аэропортах, какие работают детские игровые комнаты, знаю, чем можно увлечь ребенка в поезде… После всех тысяч проблем, которые возникали у нас в путешествиях, поездки к бабушке с ребенком из одного конца Москвы в другой – полная ерунда. В целом надо только начать путешествия и лайфхаки сами собой выработаются.

– Напоследок дай, пожалуйста, совет тем родителям, которые очень хотят, но пока не решаются отправиться в дальнюю поездку со своим ребенком
– Не бойтесь экспериментировать, все не так ужасно, как кажется. Есть масса вариантов, форматов… Даже одинокие мамы могут путешествовать с детьми, а для полноценной семьи с мамой и папой нет ничего невозможного.

Если вы не только любите путешествовать, но и берете с собой в поездку детей, тогда я с удовольствием возьму у вас интервью, которое опубликую на Ё! КЛМН. Напишите на yo-klmn.ru@yandex.ru о своем опыте – обсудим детали!

Еще более интересные посты по этой теме:

Просмотров: 57

4 Comments

1. Очень интересное интервью! Спасибо! Много полезного узнала для себя. Приятно осознавать, что все таки с ребенком не так просто путешествовать, как в одиночку – а то я уже было стала думать – старею:) Всего наилучшего путешественникам! Рада знакомству:)

1. Поля || yo-klmn.ru

мне кажется, путешествие в одиночку и путешествие с ребенком – это совсем разные вещи, и в каждом из случаев есть как свои плюсы, так и минусы.
      спасибо за пожелания! оставайтесь на связи )