ИНТЕРВЬЮ ПО ПЯТНИЦАМ || Как путешествовать с двумя детьми много месяцев

Каждый год семья Екатерины и Марата Павленко (meganom.info) из села Баштановка Бахчисарайского района Крыма пакуют в машину вещи, двоих детей и отправляются за границу в многомесячное путешествие. Чтобы узнать подробности этих приключений Ё! КЛМН наведался к ребятам в гости.

путешествия на машине с детьми

– По пути мы встречаем разные семьи. Многие из них путешествуют со своими детьми, но у каждого свое отношение к поездкам, зачастую сформировавшееся еще до рождения малыша. Если относиться к ребенку как к фарфоровой вазе, то отдых в отеле all inclusive будет считаться верхом авантюризма, – рассказывает Катя. – Что касается нас, то до рождения Маши мы в течение нескольких недель путешествовали по Европе. Друзья подобрали нам супердешевые перелеты лоу-костером, а ночевали по «впискам», найденным на couchsurfing.org. Мы не считали свою поездку экстремальной, наоборот, подумали, что надо будет повторить, когда появятся дети, чтоб показать им всю увиденную красоту.

Couchsurfing с годовалым ребенком

Маша родилась летом 2010 года, а зимой мы уже планировали первое путешествие. Дело в том, что моя свекровь — астроном и каждый год ездит на конференцию на Сицилию. В тот раз у нее была возможность взять кого-то с собой. Я вызвалась, не раздумывая.

Поездка прошла прекрасно, не считая первого перелета, который был ночным. Видимо, я сильно нервничала, что передалось ребенку, хотя она была довольно спокойным младенцем. Тем не менее Маша не смогла уснуть в ожидании рейса, полет тоже прошел негладко. А утром, приземлившись, я обнаружила, что у нее поднялась температура.

Мы даже сходили к местному педиатру, который посоветовал постельный режим и лекарства. Но я порвала рецепт и отнесла ребенка на море, где сначала мы хорошо поплавали, а потом как следует прогрелись на солнечном пляже. Через день простуду как рукой сняло.

Мы провели в Палермо около недели, часть которой жили со свекровью в отеле, а часть ночевали по couchsurfing. Причем, я не особенно надеялась, что кто-то согласится меня принять с ребенком, поэтому изначально мы договорились с местными вместе погулять по городу. Но очень быстро нашли общий язык, тем более у той семьи был сын Машиного возраста, и они нас пригласили к себе. Помню, что мальчик уже начал говорить и требовал у мамы грудное молоко с криками «латте-латте», а я сначала не поняла и подумала, что он просит кофе.

путешествия на машине с детьми
Маша со своим итальянским другом

В той итальянской поездке Маша начала ходить, а закрепила этот навык на обратном пути у наших друзей в Киеве.

Наш второй ребенок Петя родился зимой 2012 года, и в свое первое путешествие, как старшая сестра, отправился в годовалом возрасте. Дело было так. Я случайно обнаружила очень дешевый перелет в Стамбул из Симферополя, которым нельзя было не воспользоваться. На время поездки одна из бабушек согласилась посидеть с Машей, а Петю пришлось взять с собой. Поскольку турки гостеприимные люди, то вписку по каучсерфингу удалось найти без проблем. Правда, тогда впервые я подумала, что ночевать таким образом не слишком удобно с маленьким ребенком. Дело в том, что наш хост возвращался домой с работы не раньше шести вечера, поэтому весь день нам приходилось проводить в городе. Стамбул — слишком большой город, так что мы с мужем сами уставали к середине дня. Поэтому каждый раз приходилось хорошо продумывать и искать местечко, где Петя мог бы спокойно днем поспать, а мы отдохнуть.

путешествия на машине с детьми

На машине с двумя детьми

Совсем другой по ощущениям оказалось наше следующая поездка в Литву, куда мы отправились полным составом. Мы поехали в гости к друзьям, которые, как выяснилось в последний момент, уехали в свое путешествие, но оставили нам не только ключи от дома и машины, но и подробный план путешествия по Скандинавии. Чем мы и воспользовались.

Путешествовать на машине с двумя детьми оказалось очень удобно. Выяснилось, что Маша с Петей таким образом спят днем в два раза дольше, чем дома в кроватях. Кроме того, в Прибалтике прекрасные дороги, по которым мы проезжали, не замечая, до 500 км в день.

путешествия на машине с детьми

Оценив преимущества личного транспорта, мы вернулись домой, полные решимости купить автомобиль. Так в нашей семье появился Volkswagen Transporter. Помню, летом всю Баштановку возили на море по вечерам купаться.

И осенью 2013 года мы решились на длительное многомесячное путешествие всей семьей на бусике в Турцию через Россию и Грузию. К нам присоединился свекр, который до этого уже бывал в тех местах.
В то время у нас было не слишком много средств, поэтому сразу договорились, что деньги тратим только на бензин; спать будем в палатке, в отеле — только в крайних случаях; готовить пищу запланировали на горелке. В целом, могу сказать, что задуманное удалось реализовать.

Так что мы ехали, загруженные чемоданами с одеждой, продуктами, детской коляской, детскими горшками, игрушками, велосипедами для взрослых, как будто не в путешествие, а в иммиграцию.

Сразу оценили качество дорог по пути, настолько оставляет желать лучшего: в будущем мы даже из Крыма не выезжаем за 1 день, всегда останавливаемся на ночлег за Феодосией. В тот, первый раз мы проехали Россию с тремя ночевками, Грузию — за 2 остановки. В Турции мы изначально планировали посетить Каппадокию. Оттуда по горным серпантинам добрались до Средиземного моря в районе Мерсина, где неожиданно сломалась машина. Так что пока ждали ремонта, несколько дней жили на пляже: ловили и жарили мидии, объедались спелыми гранатами.

путешествия на машине с детьми

Дети отлично переносили переезды в машине, заслушиваясь историями дедушки о местных достопримечательностях, каких-то интересных исторических или географических фактах. Маша, к примеру, из всей той поездки запомнила только ночевку в лавовом поле. Видимо, ее так поразил рассказ о вулканах и извержении лавы, что она до сих пор уверена, что Турция — страна вулканов.

Таким образом в Турцию и Грузию мы ездили еще несколько раз и также надолго. С годами я не могу сказать, что путешествовать стало легко, просто поменялся формат поездок. Если малышам ничего, кроме еды, не надо, но став старше, дети задают больше вопросов, на которые приходится постоянно отвечать, а значит, самому узнавать что-то новое.

В этом году Марат оснастил детские кресла столиками. Мы приготовили им наборы для рисования и конструкторы, но в целом, став взрослее, дети стали хуже вести себя в машине. Возможно, это связано с тем, что мы оставили их наедине с игрушками, перестав обсуждать пейзажи за окном. Поэтому к путешествиям надо готовиться, но не только закупать новые наборы Lego, а и читать историю, чтоб было о чем рассказать по ходу движения.

путешествия на машине с детьми

Организация длительного путешествия с детьми на машине: гигиена, режимы дня

Ритуалы.
Мне нравятся наши путешествия всей семьей по многим параметрам. К примеру, когда мы останавливаемся на ночлег, то у каждого есть свои обязанности, в том числе и у детей. Маша с Петей выполняют то, что им по силам: помогают папе ставить палатку, а мне — накрывать на стол.

Гигиена.
Помимо всех прочих вещей, с собой в багаже возим большой квадратный таз для вечернего купания детей. Воду, как правило нагреваем на горелке. Маша с Петей вместе залезают в таз. Если тепло, то быстро купаем на открытом воздухе. Если прохладно, то таз ставим внутри тамбура палатки, и, покупавшись, дети сразу залезают в спальники.

Режим дня
Конечно, поездка с ребенком полностью подчинена привычному ему режиму дня. Да, у нас нет свободного времени вечером, когда можно, уложив детей спать, пойти в театр или посидеть в ресторане. Без них как-то не хочется смотреть что-то новое. Причем в путешествии мы ходим не на детские представления в цирк или зоопарк, а туда, куда интересно в первую очередь нам, взрослым, но при этом стараемся заинтересовать детей.

Фото из личного архива Екатерины и Марата Павленко

Если вы не только любите путешествовать, но и берете с собой в поездку детей, тогда я с удовольствием возьму у вас интервью, которое опубликую на Ё! КЛМН. Напишите на yo-klmn.ru@yandex.ru о своем опыте – обсудим детали!

Еще более интересные посты по этой теме: