Ночевка в палатке в Армении || Каменный лес в Горисе

В 2018 году Горис Сюникской области Армении получит статус культурной столицы Содружества независимых государств (СНГ). Мы прибыли в этот небольшой городок в отрогах гор Малого Кавказа между Зангезурским и Карабахским хребтами, планируя ехать дальше, но не смогли: удивительный «каменный лес»островерхих скал, похожий одновременно на Долину Привидений в Крыму и Каппадокию в Турции буквально заворожил нас. Сразу решили остаться здесь на ночевку.

Как добраться из Еревана до Гориса

В южную часть Армении не ведет железная дорога, поэтому все рейсы осуществляются маршрутками, которые здесь называют «автобусами». В Горис из Еревана маршрутки отправляются через день от Центральной автостанции «Киликия». Поскольку в Армении все транспортные полезности не дублируются ни на русский, ни на английский, то даю координаты по приложению maps.me: 40.17249 44.4907.

Правда, от этой автостанции мы ехали до Сисиана — столицы Сюникской области. А когда возвращались из Гориса обратно в Ереван, то приехали не на эту центральную автостанцию, а куда-то рядом со станцией метро Зоравар Андраник. Возможно, более чаще в Горис автобусы отправляются именно отсюда.

Зато на автостанции «Киликия» работают смешные автоматы, где вместо игрушек раньше можно было вытянуть пачку сигарет, а теперь — колбу с деньгами или конфетками.

1. Один из таких автоматов

армения автомат с игрушками || yo-klmn.ru

Ночевка в палатке в Армении

По всем отчетам и отзывам получалось, что в Армении можно без проблем становиться с палаткой где заблагорассудится. Поэтому приехав во второй половине дня в Горис и побывав до этого на армянском Стоунхендже, мы почти сразу направились в «каменный лес», хорошо видневшийся на солнечном склоне над городом, чтобы найти комфортное место для ночевки.

На самом деле, еще до 19 века жители Гориса обитали в выдолбленных вулканических пещерах за рекой.

2. Вид на каменный лес

армения горис каменный лес || yo-klmn.ru

3. Жалко, что не в фокусе, но сколько эмоций у ребенка!

На самом деле, мы с самого начала полезли немного не туда, после моста уйдя слишком влево — здесь оказалось мало скал, зато много покатых мест, непригодных под палатку. Поэтому пришлось долго-долго залезать вверх, а Антону — много побегать в поисках оптимального местечка. Кроме этого, пока мы любовались природой, Саша засунула в рот несколько ягод бузины. И у меня случилась просто истерика: съела она или нет эти чертовы ягоды, как скоро ребенку станет плохо. Даже нашла на карте ближайшую больницу и медпункт.

Бузина и возможное Сашино отравление немного омрачало во всем остальном прекрасную ночевку.

4. Нашли небольшую седловинку на склоне

армения горис каменный лес || yo-klmn.ru

К счастью, все опасения оказались напрасными — никаких последствий бузина не причинила. Мы сварили макароны с колбаской. Поприветствовали местных коровок, бредущих домой. Когда закатилось солнце, стало стремительно холодать, поэтому мы забрались в палатку.

Уже в темноте нас навестили собаки (не знаю, пастушьи или чьи). Антон посетовал, что встали так близко к жилью, а меня, наоборот, параноило насчет диких волков и медведей, которых полно в Армении. Так что я просто крикнула собакам «фу! а ну пошли прочь!», как они убежали. Мы еще посмеялись, откуда им известен русский язык. Но больше никто нас не беспокоил.

Поскольку наш склон был солнечным на закате, то утром мы проснулись в глубокой тени. Поэтому собирались по холоду, любуясь противоположным склоном и просыпающимся Горисом.

5. Прямые улицы Гориса

армения горис каменный лес || yo-klmn.ru

Запаковав рюкзаки, решили не спускаться вниз, а набрать немного высоты и по верхам перейти в долину с основными «каменными деревьями».

Каменный лес в Горисе

Вылезать пришлось неожиданно много. Почти на самое плато.

6. В дальней долине также оказался подобный «лес»

7. Вот наша цель, а на дне долины — кладбище

20. Жители Гориса пишут свои фамилии на калитке

21. Поджидая автобус на Ереван, погуляли по городу

армения горис каменный лес || yo-klmn.ru

Кстати, в Горисе нет автостанции. Случайно нашли нужную по тому же приложению maps.me. Там координаты автостанции на Ереван: 39.5046 46.34177.

Еще более интересные посты по этой теме: